C плав по Катуни начинается в непосредственной близости от границ 4х государств – Китая, Монголии, Казахстана и России. Это резервация природы Горного Алтая, где останавливаются наезженные дороги и открывается «другой мир» с прозрачной сине-бирюзовой водой. Без усилий летишь ты над руслом реки, как будто это аквариум… Катунь играет всю дорогу, каждый поворот -это новые валы, бочки, поганки, воронки, и всё это неистово пульсирует как единый живой организм!

Маршрут. Река Катунь, Тюнгур - Еланда

  • Фактически пройденный путь по реке: 233 км (5 ходовых дней)
  • Даты сплава: 05 - 11 августа 2018г
  • Заброска: Самолет до Барнаула, далее - микроавтобус с прицепом
  • Состав: 12 человек, 5 катамаранов

Фильм о походе на Катунь (12 мин)

«С самого начала у нас была какая то тактика, и мы её придерживались…»

Для нашей команды это самый дальний поход на восток. Первое знакомство с реками Алтайского типа. На вопросы как там будет в сравнении с Карелией, Грузией или Южным Уралом я отвечал – «всё будет по-другому», нас ждёт совсем другая динамика и расходы воды. Категорийность сплава и красота реки во многом зависит от уровня воды. Паводок здесь завершается к середине июля и далее с началом августа тренд на понижение уровня сохраняется, вода очищается, устанавливаются самые теплые летние деньки, и если нет проливных дождей – отрывается та самая бирюзовая Катунь, за которой мы ехали на Алтай и которую там нашли!

Нюансы подготовки определялись особенностями группы и маршрута. Вакцинацию от клеща в этом году провели новым убойным препаратом «Клещевак ЕПТА». Борис получил позицию риск-менеджера и зарегистрировал поход в МЧС. За пару недель отправили катамараны в Барнаул через вроде бы «проверенные» ранее «Деловые Линии». Разнообразие географии участников добавило комплексности логистики в целом - заброска начиналась из Пафоса, Абу-Даби, Санкт-Петербурга, Жирновска, Саратова, Конаково и Москвы. Ответственный за коммуникации Агиль заранее выбрал достойного перевозчика в Барнауле. Все продукты и алкоголь мы планировали закупить на месте в ближайшем МЕТРО, там же рядом с аэропортом находятся склад Деловых Линий.

Сам маршрут для верхней / средней части реки достаточно стандартный - начало сплава в районе села Тюнгур и финиш за селом Еланда. Данный участок является наиболее спортивным и заповедным одновременно и именно на нём расположены все именные пороги р.Катунь – Аккемский прорыв, порог Ильгуменский, Кадринская труба, пороги Шабаш, Тельдыкпень и Еландинский.

Итого, по исходному плану у нас 200 км и 7 ходовых дней начиная с воскресенья 5го августа по субботу 11го. Фактически же мы встали на воду на 25 км выше Тюнгура (район села Мульта) и закончили сплав в Еланде на один день раньше в пятницу 10го августа, сократив общее количество ходовых дней до 5ти. Один день в районе села Куюс мы делали замечательную дневку с бараном, а последний день в Еланде был полностью отведен на банные процедуры и размеренный антистапель.

Стоит признать, что мы достаточно привередливо относились к выбору стоянок. Действительно просторные и живописные поляны тут нужно искать, а за поиском такой полянки порою можно махнуть лишних 20-30 км. Например, после впадения реки Чуя начинается участок Чуйского тракта и там попросту встать либо негде вообще, либо места «так себе». Поэтому, чтобы читателю было удобно следовать нашему отчету, я актуализировал картографию и график движения по маршруту на фактический, а также обозначил фактические места стоянок на карте - лоции.

Лоция реки Катунь (Спутник, 6.6Мб)

Отдельно решено выложить материалы по планированию - план график похода, походное меню и список закупки, который мы отрабатывали в барнаульском МЕТРО, а также навигационные спутниковые фотографии основных именных порогов р.Катунь.

4 августа. Заброска

Кто-то в заброске провел целый день, а кто-то и два. Превратности судьбы и «продуманные» правила Аэрофлота заставили меня практически нон-стопом лететь с острова Кипер через Москву в г.Санкт-Петербург чтобы там тут же сесть на обратный рейс Питер-Москва-Барнаул. Ну и далее 14 часов автомобилем до точки стапеля. «- А Вы часто летаете?» - подкатила ко мне в Шереметьево одна из рекламных девушек перед посадкой на рейс Москва – Барнаул… Это был четвертый перелет подряд и только половина пути.

Атмосферная сторона заброски просто зашкаливала. Последний раз мы собирались чуть более года назад на Тунтсуйоке-Тумче в Мурманской области и теперь увидеть все эти лица снова вместе уже добавляет +1 год жизни! Нас 12 человек. Один только Фил вылетает из Домодедово и наслаждается атмосферой через чат.

В Барнауле все прошло гладко. Усложнение опять же доставил Аэрофлот, который запретил Агилю взять гитару в ручную кладь, ибо он не уведомил их об этом за 2 суток. Хвала небесам гитара это пережила с потерей всего в одну струну. Мы проложили маршрут движения через центр Барнаула где есть достойный магазин «Музыкант», который легко исправил ситуацию.

По прилету в Барнаул мы по плану в 7.00 отработали МЕТРО за 30 минут. Алкоголь в Барнауле продают с 9.00, поэтому его закупили отдельно в Ленте. Немного напрягли «Деловые линии». Доставка груза в «жестком коробе» как из Питера так и из Москвы нам обошлась примерно по 15тр. Когда мы увидели этот жесткий короб, стало ясно почему – ведь в такой короб наш груз поместился бы ещё примерно 2-3 раза. Начальник склада дал нам тогда правильные рекомендации использовать упаковку типа «палетный борт» и уже обратно наш груз уехал всего за 3тр, т.е в 5 раз дешевле. Будьте осторожны, чудеса (!).

Огромное спасибо нашему перевозчику Алексею, все сделал четко и даже вытерпел 14 часов русского рока, который очень шумно качал из JBL колоночки гламурного падонка Димы. Сам же Дима был на 7ом небе, во время движения мы более чем в 3 раза превысили рассчитанную на день дозу алкоголя :). Дорога делится на 2 участка – до и после того как мы съехали с Чуйского тракта. Чуйский тракт – это отличная трасса, катились 80-90 км/ч с прицепом. А вот далее только 30-40 км/ч, так как асфальт довольно большими участками исчезал вообще. Спустились к селу Усть-Кокса в районе 22.30, до Тюнгура оттуда ещё часа 2 часа по плохой дороге вдоль реки. Мы решили сократить это удовольствие в 2 раза и около полночи встали на отличной приспособленной полянке в 10 км ниже села Мульта.

5 августа. Стапель, р.Аккем

Разбудил звук уезжающего микроавтобуса. Погодка замечательная. Размеренно позавтракали, собрали катамараны, Саня и Вадим распределили продукты по дням согласно раскладке. В районе обеда на горизонте появилась небольшая тучка и слепой дождик задористо ускорил тех, кто ещё не надел неопрен. Стратегический факап в это утро был всего один – кое кто неудачно выбрал место для установки юрты чем заставил поволноваться напарника и немного усложнил свой и его утренний чилл.

Река и места в этом районе фантастические. Вода полностью прозрачна и чиста. Течение быстрое и практически ламинарное, перекаты редки. Средняя скорость движения по течению в районе 10 км/ч, русло реки видно от берега до берега. Дно сложено очень крупной галькой, окатанными булыжниками и валунами. Периодически валуны в русле достигают нескольких метров и тогда за ними формируются бочки и валы.

Встать на ночевку планировали в районе впадения р. Аккем. Само устье Аккема красивое, по обе стороны есть средненькие полянки, причем правый берег был занят небольшой группой ExpertRiver из 2х катамаранов. Пройдя же всего 500 метров далее по Катуни, мы без размышления остановились на просторной поляне в березовой роще на левом берегу.

6 августа. Аккемский прорыв, р.Аргут, р.Чуя, р.Сальджар

День начинался с прохождения первого серьезного и очень длинного препятствия – Аккемского прорыва. В нашу низкую воду получился легкий слалом примерно по центру русла по высоким косым валам и средним бочкам. Категория в нашем понимании где то 4 с небольшим минусом, ввиду очевидности линии движения в пороге без просмотра. После прохождения практически каждый отметил форму берега и большое количество огромных оголенных валунов в русле. Глядя на все это воображение сразу же бессознательно дорисовывает картину порога в «большую воду». Даже 1-2 метра дополнительной жидкости в это русло, без сомнения, добавили бы +1 и попотеть пришлось бы значительно сильнее.

В конце прорыва течение успокаивается и можно искупаться. Солнце не просто светило а страшно пекло, поэтому половина экипажей тут же оказались за бортом остужая перегретый неопрен. Дальше мы расслабились и пошли в режиме «чилл», прыгая по валам и небольшим бочкам с боку на бок. И вот, Катунь подловила удачный момент, когда мы с Дедом размеренно вкатились полу-боком в одну из небольших пульсирующих бочек. Получился отменный «Кульбит», нарочно не придумаешь – катамаран встал на один баллон, Дед Максим совершил временное погружение а мне пришлось совершать акробатический этюд и лезть на борт поднятого баллона возвращая наш корабль в исходное состояние.

На устье р. Аргут мы сделали привал и плотно познакомились с инструктором ExpertRiver Сергеем Г., который вел 2 коммерческих катамарана. Диалог Агиля и Сергея был похож на брейн-ринг, который явно нравился обеим сторонам – Агиль напористо задавал вопросы, Сергей напористо на них отвечал развивая тему всё дальше и дальше. Через 10 минут последний уже чертил палочкой на песке тактику успешного прохождения порога Катапульта на реке Жомболок в Саянах и моделировал из подручных камней схему «сифона» в каком то из порогов Аргута … ))). Даже немного поучаствовать в этой бурной дискуссии это было удовольствие.

В меру понаслаждавшись крайним порогом реки Аргут и скоротав перекус за кастриком на живописной поляне – музее водников мы тронулись дальше. Катунь манила своей энергетикой и долго рассиживаться особо не хотелось. После впадения слева реки Чуя бирюзовый цвет воды временно подпортился коричневой глинистой взвесью и восстановился назад только через 2-3 часа хода, когда мы уже махнули за село Малый Яломан и добрались до устья речки Сальджар где и встали на ночевку. Да, саму реку Сальджар никто так и не нашел, потому что она летом полностью пересыхает и наше кострище было прямо на краю её каменистого русла, как я это потом выяснил внимательно рассматривая спутниковые фотографии. Сама полянка и место тут очень симпатичные – 2 песчаных пляжа, разнотравье, дрова в изобилии, не даром чуть поодаль от реки кто-то установил совсем свежий домик для отдыха.

7 августа. Ильгуменский порог, Кадринская труба

Пройдя от Аккемского прорыва до реки Сальджар мы опередили план ровно на 1 день и теперь совсем никуда не спешили. Задача была поставлена просто найти ближайшую хорошую поляну и на ней встать пораньше чтобы отдохнуть ещё за светло и погулять вокруг, ведь впереди район Кадринской трубы а это место заповедное, тут ни дорог, ни поселений в округе нет вообще.

На половине пути до Кадринской трубы нас встретил порог Ильгуменский. Очень хороший аттракцион, всем понравилось – наверное именно здесь по центру слива стояли самые мощные валы достигающие в высоту по ощущениям более 3х метров.

В районе Кадринской трубы река не представляла какое-то выраженное препятствие, скорее это очень длинная серия последовательных усложнений, которые в комбинациях с сужениями берегов или резкими их изгибами могут создавать определенные трудности. Еще после впадения Аргута течение Катуни резко поменяло свой характер перейдя в «очень» турбулентный режим. Характер движения водных масс заставляет искренне удивляться неоднородности потока, который в целом продолжает стремительно нестись вперед.

К постоянным высоким и косым валам мы уже привыкли, небольшие разбросанные бочки тоже пробивались катамаранами достаточно просто, однако небольшое недопонимание вызывали воронки. Такие воронки мы видели впервые и очевидно, что чем больше в реке будет воды, тем жестче и глубже будут эти структуры. Гипертрофированный случай подобной воронки хорошо снят в фильме «Пираты Карибского моря», когда в неё погружаются целые корабли, на Катуни же даже в низкую воду эти штуки могут быть до 10 метров диаметром и до полуметра, а иногда и более глубиной. Очень характерно, что все воронки пульсируют, т.е. после условно 15-30 секунд они расформировываются и в непосредственной близости зарождается такая же новая.

За одним из «пенных» перекатов Кадринской трубы скалистый берег резко вдавался вправо и это было идеальное место для формирования большой воронки в которую мы с Дедулей умудрились заехать. Ощущение в момент самого захвата следующее – тебя немного тащит назад кормой в центр и крутит как на карусели. Покинуть данную структуру и выгрести на струю удалось только с третьей попытки. Конечно, встреченные нами воронки вряд ли способны кильнуть катамаран 2ку, скорее только осложнить вектор движения, для достижения убойного эффекта нужно ловить несколько больший уровень воды.

Искомая поляна для ночевки нашлась ровно посередине Кадринской трубы. Это была широченная опушка на окраине леса с соснами великанами, огромадной скалой напротив и аккуратно выложенным бревнами кострищем. Сомнений что тут следует развернуть наш лагерь не было ни у кого.

8 авгутса. Порог Шабаш, Баран из села Куюс

Это утро началось необычно рано. Ещё с вечера у Агиля и Димы родилась идея покатать барана на катамаране по порогам и эта навязчивая мысль находила крепкую поддержку у окружающих. Для реализации такого плана мы должны были опять выполнить двухдневную ходовую норму и очень засветло найти место под лагерь в районе деревни Куюс, где, по всей вероятности, бараны должны были водиться 100%.

По пути потенциально было 2 порога. Первый - это выход из Кадринской трубы, который в некоторых лоциях очень детально описывают, да и по спутнику там мощная струя упирается в скалу с потенциалом на формирование очень большой воронки слева. По факту мы прошли там как по озеру – валов не было вообще. Второй порог под названием Шабаш исчезать никуда не собирался. Традиционно мы зашли в Шабаш без просмотра в строевом порядке. Гламурный падонок Дима и Фил даже как-то очень легко пробили несколько бочек в первой ступени, остальные экипажи пролетели по валам примерно в центре русла. Валы амплитудные, энергетика Шабаша прекрасная.

По дороге помнится одна остановка на перекус на берегу речки Кемечапкын – место это облагороженной с установленными навесами и столами. В районе 15.00 мы были на подступах к Куюсу. Ввиду надвигающихся туч Агиль и Дима спешились заранее и на попутке умчались в село, остальная группа, прихватив их катамаран, отправилась на поиски места. Правильно было бы найти место на противоположном берегу, ведь именно так мы сможем воплотить в жизнь идею транспортировки барана на катамаране через реку. Такая поляна нашлась на левом берегу одного из ручьев притоков – речки Карасу.

Сомнений что ребята найдут барана не было. На этот раз Агиль даже дал себя обмануть и за 6К рублей купил достаточно крупного годовалого барана весом более 40кг (!). Баран изумительно перенес сплав на катамаране через Катунь, а приготовленные из него одно за одним блюда просто валили на повал после уже надоевшей тушенки с крупами. Жизнь по настоящему наладилась и Дима таки достал из загажников резервную клюковку.

9 августа. Дневка у села Куюс

На завтрак – плов и шашлык, на обед – шикарное харчо от Сашки, на ужин – запеченная нога и свеженький шашлычек. В течении дня увлекательные попытки навести веревочную переправу через Катунь, хождение к водопаду и наскальным надписям, распитие пива – какая же чудесная у нас получилась днёвка! Дед Максим насобирал смородины и с яблоками сварил изюмительный компот. Агиль увлекательно на 2 часа парализовал весь коллектив разгадыванием загадок про альбатроса и закопанного мертвеца. Чувствовалось что душа замечательно отдыхает и ничто не способно этому помешать. Как будто мы уже целый месяц в походе и ещё месяц впереди, именно такое ощущение создается глядя на окружающий тебя Алтай!

Отдельный абзац в описании дневки следует отвести диалогам про Тельдыкпень. Всё чаще и чаще это магическое слово слетало с языков и все больше и больше волнения оно вызывало. Агиль, как искусный мастер провокаций, видимо понимая, что нашей истории не хватает какого-то острого сюжета начал нагнетать обстановочку. Во-первых, гутарил Агиль, 2 месяца назад на этом пороге погиб опытный каякер из Шотландии. Во-вторых, инструктор Сергей сообщил, что именно этот порог является наиболее опасным на реке. В-третьих, пока он ходил за бараном местные успели рассказать что они, как якобы и большинство коммерческих групп заканчивают сплав именно перед этим порогом либо его уважительно объезжают/ обносят. В-четвертых, глубина под мостом там превышает 30м и это фактически разлом в земной коре, и воронка там огромная, и крутит она вниз очень долго / глубоко, и у тебя либо лопнут ушные перепонки либо не хватит кислорода… и тд и тп. А еще мы звонили Наиле и она сказала что катамарану типа Гоша там будет особенно нелегко ))).

10-11 августа. Порог Тельдыкпень, Порог Еландинский, Банька у Надежды Ивановны

После вчерашнего вечера это был настоящее утро дня Х – все всё делали в последний раз. Обращали внимание на детали – Дима Е. надел белую рубаху, на футболке Пашка было написано “Dive Pro” и так далее. Противопоставить Агилевским доводам о нерациональном риске предельно низкий уровень воды в реке было достаточно сложно, но всётаки это немного работало. В конце концов, лень матушка переборола нагнанный страх и мы традиционно вошли в Тельдыкпень в строевом порядке без просмотра и не разгружаясь.

Порог Тельдыкпень делится на 2 части по 1.5-2км каждая и первая часть считается наиболее опасной из-за расширения реки под мостом. Есть видео на ютубе где катамаран полностью засасывает в воронку и один человек потом ой как не скоро всплывает обратно. НО, это высокая вода, и экипаж который спокойно чилил по течению и угодил в эту воронку натурально не сопротивляясь. Поэтому, мы старались идти на максимальной скорости. В нашу воду на первом участке под мостом таких мощных воронок не было, а рядовые водовороты тупо рассекались на скорости. Нужно отметить, что низкая вода хотя и делает проще основную часть этого порога, но немного усложняет заход в него – вылезает участок с обильными косыми валами непосредственно перед поворотом в ущелье.

Вторая часть порога - Тельдыпень-2 следует за спокойным участком и в низкую воду эта секция где-то даже интереснее первой. Особенно на самом входе – узкая струя сливается в эпизодически расширенное русло и там сразу перманентно стоит около 4х воронок, которые сильно гасят скорость катамарана практически до нуля. Тут пришлось поработать, воронки сносят на скалу правого берега, но если даже это и случилось как с некоторыми из катамаранов, дальнейшее возвращение на струю достаточно простое.

Еландинский порог – последний выделяющийся рубеж на реке. В сильную жару он приятно обрызгал и поднял настроение. Здесь возможны покатушки, так как есть хорошая дорога заносить каты наверх через правый берег.

Комфортабельная и совершенно незанятая поляна открылась нам в сосновом лесочке на правом берегу сразу за остатками ГЭС у окраины села Еланда. Над нами – уютная крошечная база отдыха «Деревушка», управляющая которой, Надежда Ивановна, просто фантастически гостеприимная женщина. У Надежды Ивановны мы заказали баньку и весь следующий день поочередно туда ходили, до обеда – с чаем, после обеда – с пивом. Это было великолепно! Спасибо тебе, Деревушка и Вам, Надежда Ивановна!

Сидя в алтайской баньке Вадим грустно подводил итоги алтайской рыбалке – он критически принимал на свой счет и кручинился по поводу так и не пойманного хариуса и тайменя, которые всегда были где то рядом. Вадим был единственным кто присоединился к нашему Обществу в первые раз. Поэтому, выдержав многозначительную паузу, Дед Максим громко объявил причину его неудачи банальной кармой: «..не стоит переживать Вадим, за 8 лет мы еще вообще не поймали ни одной рыбы )))».

12 августа. Лай-Ла-Ла, Эвакуация

Наш перевозчик Алексей прибыл пунктуально еще с вечера, прихватив бутылку замечательной кедровой настойки. В селе Еланда на удивление не оказалось сотовой связи и Агиль заведомо заряжал голосовое «СМС» на Алексея в уста двигающихся в сторону цивилизации автомобилистов. Ночь контрастно разделилась на две части – когда подведение итогов похода и финальный бой с алкоголем были завершены, а основной музыкант Агиль ушел типа спать, остатки группы рьяно продолжили насыщать природу Алтая музыкальными произведениями в стиле ретро FM.

С утра небо над горами прилично затянуло и зарядил обложной дождь. По дороге мы остановились перехватить чебуреков и закупить алтайских трав с мёдом. В аэропорт Барнаула прибыли за 4 часа до вылета и времени теоретически хватало на вылазку в город. Сдали вещи в камеру хранения и на яндекс такси умчали в центр города в заранее выбранный ресторан с целью отобедать и посмотреть чем народ живет. Катамараны и весь скарб крупного габарита Алексей чётко отправил в Питер и Москву уже самостоятельно, по воскресным дням «Деловые Линии» официально отдыхают.

Перелет Барнаул – Москва судя по билету длится всего 15 минут. На борту познакомились с Андреем – человеком с активной туристической позицией по многим фронтам. Обмен впечатлениями и информацией по пройденным маршрутам, пожалуй, занял не менее тех самых 240 минут, которые были вырезаны из билетов ввиду разницы часовых поясов. Андрей, если читаешь этот отчет – крепко жмем руку, будешь планировать следующий сплав – не забудь спросить на какой рейс мы купили билеты )).

PS:  Ребята, всем Вам огромное спасибо! Грандиозный маршрут мы реализовали легко и непринужденно. Уже дома, в Питере, первые несколько дней после похода я реально терялся в пространстве и открывал по ночам глаза щупая темноту в поисках силуэтов алтайских скал и высоченных сосен… Случайный луч светодиодных ламп от электроприборов сознание на ходу трансформировало в яркие-яркие алтайские звезды, которых в больших городах и пыльных квартирах увы…. совсем нет.

contentmap_plugin

Комментарии   

MoloDetz Permalink +2 MoloDetz
Это тот случай, когда читать комменты не менее увлекательней, чем сам отчет! Природа, пороги, да и масштаб загона - восхитительны! Долго буду себя корить, что не вырвался сходить с вами.
PhilGOOD Permalink +4 PhilGOOD
Поход, думаю, не только для меня, это возможность вырваться из будней, отключиться от "матрицы" и вдохнуть той настоящей жизни, которая происходит за пределами высоких и душных стен города. Так получилось, что последние несколько лет меня ломает по разным фронтам - стараюсь относиться к этому по философски: смотрю со стороны, на хмурящегося и сопротивляющегося обстоятельствам человека, который постоянно задает себе вопрос "ну как так-то", и я, тот, наблюдающий, понимаю - да все норм, чувак, вот был один случай... ))
В общем этим летом я прошел определенную точку невозврата и поход на Алтай стал местом притяжения, целью, которая поддерживала, когда просыпаясь с утра ищешь мотивацию, чтобы продолжать эту бесконечную гонку.

Мы были знакомы с Алтаем раньше - я неделю ходил пешком с группой со стороны Казахстана (выходили недалеко от г. Риддер), было это давненько - лет 7 назад и очень было интересно посмотреть на него с другой точки.

Первое, что внезапно вскрывает мозг – это запахи. Сначала осознаешь, что они есть, потом начинаешь различать их – много разные, названия этих загадочных, и, кажется, волшебных трав мне не знакомы и одновременно знакомы всю жизнь. Помню в какой-то момент отчетливо почувствовал запах печеных яблок, но этого не могло быть))) мы шли в безлюдном мест, вокруг ни души – только горы и река.
Да, конечно, визуальный ряд был мощнее, но включение обоняние как-то сильнее врезалось в память. Про красоту Алтая можно было бы написать много, но лучше увидеть. Лично. Как правильно было замечено где-то на экваторе экспедиции – это самый живописный поход. Сама вода Катуни – это отдельный аттракцион: ты как бы паришь по ней, но если сфокусировать взгляд на дне, то только в этот момент приходит понимание того, с какой скоростью река несет катамаран и кажется, что ты налюдаешь искуссуную иллюзию, из нескольких подвижных картинок… Это нечто, учитывая цвет и прозрачность воды. И конечно, горы…

Морально я готовился к тому, что будет “Пизлец тебе, Андрей” - часть вторая, но настрой как-то сразу был взят фановый и, как мне показалось, с ним мы все и прошли. Когда с улыбкой читал этот отчет, смотрел видео с нашей камеры и удивлялся – это я там от каждого вала хаха ловлю?)) Было реально весело! Подогревало еще то, что Дима на любое предложение “ну чо, туда” отвечал “ага” и в какой-то момент мы вообще перестали обсуждать маршрут – просто лезли в самое интересное )))

Конечно, поход невозможен без людей, он из низ состоит. Важно не где ты (на самом деле важно, но это не главное), а с кем. Я был с теми, с кем надо. Мы редко и коротко видимся, поэтому расставаться сложнее, особенно, когда столько пережито вместе. И тем, кто не прошел это с тобой, очень будет сложно объяснить чувства к тем людям, которые были рядом.

…да, вход обратно в "матрицу" был резкий, как валы на Шабаше, но это уже другая история, потому что пока все еще свежи воспоминания про барана, вырезания ложек, походный компот, загадки, поездку в магазин в деревне, купание в Катуни и «лучший геркулес на этом побережье»

P.S. Алтай забрал любимый старенький фотоаппарат… ну то ж, намек понят, пора менять технику)))

Всех обнимаю!
BorisR Permalink +5 BorisR
Наверное все когда-либо хотели побывать на Алтае. Ведь все мы видели на картинках прекрасные горы, реки, леса; слышали разные истории.. какова же была моя радость, когда в прошлом году Коля объявил про поход на Алтай! И вот мы с Колей едем в аэропорт, где встречаем Пашу и идём поужинать в бизнес зал Пулково (где я и нахожусь, набирая мой отзыв). Парни смеются, что я беру гречку, ведь она будет сопровождать нас в течение всего похода… Далее тёплая встреча а Москве, все знакомые лица, зашкаливающая атмосфера в кругу парней, жаждущих новых впечатлений и приключений. Спустя несколько часов мы уже над Барнаулом, я вглядываюсь в окно и не понимаю, где же горы.. Что это за местность.. Да простит меня География  мои сомнения развеялись только при подъезде к Горноалтайску, при появлении первых признаков горной местности.

Далее коротко о том, что приходит в голову:

Доводы Димы на слова Коли, что мы не готовы повысить категорию порогов и переворачиваемся на тройках: «но ведь мы не умираем» ?. Палаточная ситуация, ещё более сплотившая Агиля и Диму.

Прекрасные виды на протяжении всего сплава; Пашины крики на валах (первое время я думал, что с его стороны что-то случилось))) Наш стандартный вопрос Коле, долго ли осталось до полянки и его ответ, что 2 поворота. Спустя 7 , мы повторяли вопрос и получали тот же ответ-2 поворота.

Перевозка барана и отменные блюда из него. Потрясающее звёздное небо; песни у костра. Песня на лабутенах, которую я напевал при прохождении Тельдекпня (Паша, надеюсь я не надоел в тот момент))

Водила на пути к водопаду, предложивший цену в 5 тысяч рублей за подбросить. На обратном пути мы были более сговорчивые и согласились с ним поехать за меньшую сумму. Он рассказал про свадьбу сына, где ожидается 200 гостей.. ещё было падение Фила в водопад, надеюсь фотик удалось реанимировать.

Чудесная баня в конце маршрута, поляна без дров, что заставило нас задуматься, но у Коли с самого начала была тактика добычи дров и он её придерживался. Мы даже поделились с соседями по поляне, за что на следующий день были приглашены отведать супчик, но гляди на наши оставшиеся запасы, были вынуждены отказать.

Поездка в ресторан в Барнауле и случайное разделение группы. Наш робкий заход в бизнес зал ожидания и глаза девушки, узнавшей, что нас 12. Спасибо ей за размещение.

Всем огромное спасибо за компанию, за эмоции, впечатления! Надеюсь всех увидеть в следующем году.
Agil Permalink +5 Agil
Николай, отличный отчет, очень увлекательно было читать!

На полноценный опус меня точно не хватит, но поделиться некоторыми моментами хочется.
1. Безопасность. Для тех, кто собирается на сплав по Катуни, важно будет сказать, что река по августовской воде (как минимум тот участок, что прошли мы) полностью безопасная.
Да, есть валы, местами высокие, есть воронки, небольшие бочки, но все они проносные. Оверкиль на любом препятствии абсолютно не страшен, потому что вода несет тебя дальше, и ты спокойно сможешь выбраться, как только представится шанс.
Это осознание безопаспности существенно добавляет комфорта, уверенности, смелости даже если хотите.
Я бы рекомендовал эту реку всем начинающим свою историю сплава на катамаране.

2. Красота. Все русло реки можно растащить на глянцевые открытки и пано. Места чрезвычайно живописные, даже не буду пытаться описать. Часть есть на фото, но даже близко фото не передаст того восторга, который ощущается там.
Да, вроде горы, река, лесочек, ручейки, все как и на Кавказе, как и в Карпатах, как и много где, где мы уже были. Но вот есть еще что-то совершенно неповторимое, ощущение какого-то простора, безграничной свободы, масштаба что ли...

3. Люди. Мы не много общались с местными (меньше, чем хотелось бы), но даже этого достаточно, чтобы сделать совершенно уверенно утверждать, что люди на Алтае живут просто потрясающие.
Люди невероятно добрые и открытые!

4. Впечатления. Весь поход очень тепло засел в памяти, но почему-то вспоминаются отдельные моменты, совсем мелочи, какой-то запредельной радости и восторга
- встреча в аэропорту,
- радуга по пути (есть на фото),
- купание в реке по пути, спрыгивая прямо с катамарана и придерживая его,
- возражение Коляна по телефону в ответ на мое предложение переставить лагерь на ближний берег и не переправлять барана,
- наведение переправы (я так не смеялся очень давно),
- ужас в глазах Паши, узнавшего, что Телдыкпень наш экипаж, например, будет обносить,
- беляши (просто огненные) в Сростках (родина Шукшина, кстати) на обратном пути,
- неизвестная народная песня, довольно быстро ставшая фанатской кричалкой: "Николай, Николай, Коооооля!"

5. Неприятные моменты.
- Аэрофлот внезапно запретил брать гитару в ручную кладь, типа по новым правилам о том, что везешь в ручной клади музыкальный инструмент, по всем измерениям превышающий 140 см, нужно сообщить об этом за 36 часов.
Типа они для этого на борту место приготовят, по факту никто ничего там не готовит, конечно.
Пришлось на пути туда сдавать гитару в негабаритный багаж, предварительно лично попросив грузчиков быть нежнее, вроде сработало - гитара осталась жива.
И это хорошо, что у нас еще было место бесплатного багажа, потому что если бы нет, то пришлось бы его докупать.
На обратном пути я таки предупредил на горячую линию Аэрофлот, что повезу гитару, при этом пропадает возможность онлайн регистрации.
Ничего абсолютно не изменилось, просто я взял гитару в салон, как делал это 100500 раз до этого полета.
При этом Аэрофлот таки докопался до Павла с его спиннингом. В итоге нашей находчивости хватило, чтобы подселить спиннинг к гитаре в чехол, что вызвало неподдельное удивление сотрудницы на досмотре, которая раньше никогда не видела на рентгене гитару с катушкой :)

- Деловые линии нас конкретно ободрали на пути туда, очень неаккуратно подсчитав объем.
Фактически они сложили наши вещи, построили вокруг них избыточно большой короб (раза в 3 большим объемом, чем требовалось) и посчитали объем по его краям.
Наша ошибка была в том, что при приемке мы сделали фото, но не составили акт с перезамерами совместно с сотрудниками склада.
В итоге, хоть на фото и видно пустоту, нет документально зафиксированных замеров - в претензии юристы отказали.

- еще об одном неприятном моменте я, пожалуй, рассказывать не буду ;)

6. Благодарности
- перевозчику Алексею и Владимиру (ma22.ru/) за четкую слаженную организацию трансфера,
- моему бессменному партнеру Дмитрию за поддержку, надежность, смелость и оптимизм,
- Николаю за саму идею похода, великолепную организацию, за доверие и терпение, и отдельное спасибо за звуки на видео ;)
- всем ребятам за компанию, за тепло, за помощь и взаимовыручку, за веселые и яркие моменты, за остроумие и отвагу,
- магазину Байрам в п. Еланда за холодное пиво и уютную беседку.

7. Всех обнимаю, с нетерпением жду следующей встречи!
ШурикТверь Permalink +5 ШурикТверь
Отличный отчет, ребята! Спасибо за неделю отдыха: эта разнообразная , на протяжении пути, природа, река и ваша компания останутся в памяти надолго! Коля, забыл про газовый балон на старте))

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Подробнее

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!

Подробнее