Лютые морозы начала января 2016 года не дают человеку особо разгуляться в парковых зонах города Москвы. Сижу дома, охраняю ангельский сон младенца и вспоминаю разные воспоминания. Всего то 3,5 месяца назад мы закрывали водный сезон 2015. Заманила нас тогда нелегкая в Мещерские болота, места заповедные и необычные своей крайне сложной проходимостью, особенно осенью на катамаране, когда воды в этих болотах самое минимальное количество. Кто же знал что так оно будет? Глядя на волшебные снимки гоголевского спутника я представлял себе бескрайние просторы мещерских озер, гладь воды на километры влево и вправо, могучие леса, грибы размером с самовар, диких лебедей и уток, в общем все, только не трясину up to the balls.

Маршрут. Река Ялма - Пра, д.Фрол - д.Стружаны

• Фактически пройденный путь по реке: 11км (день 1 - 6км, день 2 - 5 км)
  • Даты похода: 12-13 сентяря с учетом заброски/ выброски, в том числе 2 дня собственно сплава.
  • Заброска: Газель классическая, серебристая
  • Состав: 12 человек, 2 катамарана (Гоша-2), 2 байдарки

Планирование

Планируя маршрут, я ставил вполне определенные цели и задачи. Новая река, красивая природа, мало населенных пунктов, рекордно облегченный маршрут по километражу, заброска не далее 200 км от Москвы. Наибольшие трудности создавало условие №1 - новая река. Я искренне удивился, осознав, что наши регулярные ПВД покрыли практически все популярные речки. Найти что то новое с достойной степенью заповедности оказалось крайне не легко. Потому, всем читающим этот абзац просьба - если у Вас в голове есть идея прикольного маршрута на следующий ПВД, напишите её в комментариях к этому отчету, Николай будет Вам за это очень признателен.

Район реки Пра мы уже посещали шумной компанией в июле 2009 года, тогда сплав начинался от Спас-Клепиков и маршрут нам пришелся очень до душе. Ялма - это один из притоков, питающих мещерские озера, откуда берет начало та самая Пра. Нужно признаться, первоначальный план похода со всеми картами и лоциями я разработал для самых верховьев реки Ялма – от села Дмитровский Погост до села Фрол. Редкие отчеты прохождения этого отрезка указывали на огромное количество обносов, поэтому в последний день планирования я скорректировал маршрут на более стандартный – от Фрола до Стружан. Всего то 11 км на 2 дня сплава, но, как оказалось, и здесь обнаружился нюанс. Все просмотренные отчеты от деревни Фрол были весенние, в крайнем случае летние, как и гоголевские фотоснимки, внушившие мне уверенность в легкой проходимости полноводных озер и проток, их соединяющих.

Заброска, Лагерь у деревни Фрол.

Во время заброски буддист Антон безответственно наклюкался. Ночью этот демон долго не мог найти свой стан, поочередно располагаясь в чужих палатках, чем нереально огорчал добродушных хозяев.

Утренние сборы затянулись ожиданием Агиль джана. Хорошо помнится, как буддист умело управлял солнцем, заигрывая замечательные гитарные мелодии. Рамиро и Фил проявили недюжий энтузиазм в сборке катамарана, перепутав баллоны и раму. Исправление ошибки фактически повлекло сборку 2-го комплекта составляющих, чем самым значительно облегчило трудозатраты конкурирующей фирмы.

Первый день "Сплава", легко отделались.

В этом походе я решил реализовать новую идею оптимизации плав средств – на 2х местный каратамаран типа Гоша с натянутой палубой мы разместили 4 полноценных человекогребца. Оптимизировали тем самым целую дополнительную лодку, но увеличили вес и посадку катамарана, что сыграло плохую шутку ввиду очень «правильно» выбранного водоема для проведения эксперимента.

Уровень воды в точке стапеля у деревни Фрол крайне порадовал меня как стратега, ведь если бы мы заехали в верховья данного ручейка, сплав был бы вообще нереален, что есть очевидный положительный момент. Отрицательный момент мы прочувствовали через первые 1.5 км, когда выбранная протока превратилась в узкую канаву полную жидкой грязи. Вспоминаю грамотного Пашу, который взял с собой болотные сапоги. Его предусмотрительность вызывала белую зависть у всех ровно первые 5 минут, пока Паша не сел в этих сапогах по самую грудь в болото, где капитально увяз, помогая проталкивать наш катамаран.

Хочешь не хочешь, нам пришлось вылезать в трясину и пытаться пробиваться вперед, на 100 метров потратили минут 30 и оказались в тупике. Приняли решение вернуться и пойти другой протокой. Где то на развороте вспоминаю Рамиро, нарядного такого, в белой рубашке с длинными рукавами и в чистых джинсах. Его внешнему виду завидовали все ровно до тех пор, пока Рамиро, совершая акробатический прыжок с катамарана на катамаран, не подскользнулся и не нырнул в черное болото по самые уши ).

Казалось бы, предусмотрели всего 6 км на целый день. Солнце уже склоняется к горизонту, а мы все второй километр никак не осилим! Вот она - неевклидова геометрия, когда прямой путь по воде да на лодке оказался на порядок длиннее того же пути пешком да по берегу. А это значит, что даже такой короткий маршрут можно полноценно насытить событиями, если все правильно распланировать. Сполна насладившиеся «сплавом», уже в капитальной темноте мы пристали к берегу для ночевки и разведения костра на шикарной поляне, все шло правильным чередом.

Ночь была отдельным событием, Общество традиционно расположилось вокруг кастрика. Закуской в этот вечер был настоящий санкционный голландский сыр, любезно прихваченный в поход нашим голландским другом Вильямом. Ближе к полуночи затеялись играть в игру «Я». Я с трудом пережил эту игру, изобретательный Агиль умудрялся придумывать потрясающие комбинации для бородатого Филиппа, удержаться от смеха было практически не возможно. Представьте: умиротворение, поют сверчки, млечный путь над головой и тут тишину взрывает суровый бас, заявляя на всю округу что ОН – «.УЙ МОРЖОВЫЙ».

Второй день "Сплава", влипли.

Утречком мы не спешили, расслабленно собирались, казалось самое трудное позади а впереди глубокие преглубокие озера и всего то 5 км до антистапеля. Сделали массовую вылазку за грибами. Лес изобиловал старыми аутентичными маслятами, напоминающими подберезовики. Нашли один настоящий свежий большой белый гриб, но, к сожалению, в единственном экземпляре. Татьяна, видимо страшно соскучившаяся по грибам, тут же принялась их массово варить. Даже не мыла их Татьяна – просто стряхивала мусор и варила, варила, выпаривала.

Едва отчалив от полянки мы повстречали рыбачка. Дедок обрадовался нашему появлению, якобы что мы нагнали ему крупного карася. В спину старец подозрительно выкрикнул нам – «эх и нелегко Вам ребята придется, но ничего-о-о Вы ж молодые…». Что он на хрен имел в виду мы тогда вообще не вкурили. Протока, по которой мы шли, действительно не была сильно комфортной – много старых пеньков под водой, то и дело приходилось сталкивать катамаран. Все берега массово изрыты кабанами, в кустах то и дело всплывали - то старый ламповый телевизор, то заброшенная самодельная лодка. По картам эта протока очень похожа на технический канал между двух озер, видимо использовавшийся ранее в составе системы орошения полей. Начиная отсюда, мы шли по реке Пра, река Ялма закончилась ровно с началом этого канала.

Реальный «ахтунг» не заставил себя долго ждать. Спустя минут 15-20 Wild Siberian Girl отрапортовала по рации что нас на катамаранах впереди ждет реальный капец, опять же ничего не уточняя. Это сообщение явно соответствовало прогнозам старца-рыбака. Приближаясь к озеру Сокорево скорость течения воды сильно уменьшалась, протока расширялась и образовывалось нечто вроде грязевой дельты. Самая настоящая трясина – бездна, насыщенная грязью, пиявками и плавающей травой. Поначалу дно можно было нащупать, но через 50 метров оно исчезло вообще, можно было проваливаться глубже и глубже - по пояс, грудь, уши и так ничего и не нащупать твердого. Толкать катамаран в таких условиях крайне затруднительно – не на что опереться. Толкая, ты скорее уходишь в трясину, не придавая судно ни капли движения вперед, а если и придаешь, то пытаясь выбраться назад из трясины, ты тянешь катамаран назад и, таким образом – стоишь на месте. Глубина воды – 2 см, все остальное – вязкая жижа.

Смотрите фотографии этого блока, я даже не хочу это безобразие описывать, пот стекал с нас ручьями, на 150 метров болота уходил примерно 1час работы, итого мы провели в вязкой части около 3х часов. Я и Алик толкали кат сзади, пытаясь нащупать ногами хоть какую то палку или куст чтобы оттолкнуться, Аня и Вильям помогали веслами. Благо погодка сентябрьская радовала солнышком и теплом, представить еще холод и дождь – вот он и есть, ад в болоте ). Ребята на байдарках прошли намного проще, почти не вымазавшись – ведь почти все их тяжелые вещи лежали у нас на катах…

Последний интервал – метров 500 перед Стружанами мы уперлись в натуральную сушу. Озеро обмелело полностью. Была длинная болотистая протока по правому берегу, но хвала небесам буддист Антон предложил сделать «пронос» по суше, это кажется было очень мудрым решением. На процедуру «проноса» ушло около часика, дальше буксировка через небольшое болотце с твердым дном и мы у церкви в поселке Стружаны. Финиш точь в точь ко времени приезда Газели.

На антистапеле Татьяна решила подкрепить силы участников грибным супом и киселём. Спасибо Вам Татьяна и её сподвижники, очень хороший суп и кисель, и даже никого не пронесло. Хотя Domestic Siberian Girl принесла себя в жертву чистоте эксперимента и единственная из Общества суп грибной не ела.

P.S. Всем участникам болотного сплава физкульт привет! Нам круто повезло получить очень необычный experience, теперь бояться больше нечего ). Данный вид сплава значительно расширяет выбор рек для ПВД, добавляя к ним огромное количество болот. На обратном пути в Москву нам сильно повезло не врезаться в огромного Лося, который остановился в ночи прямо перед лобовым стеклом и любопытно заглянул в салон Газели. Благо водитель среагировал оперативно и успел затормозить. Вот такая необычная "Мещерская" получилась у нас история.