Сугубо мужской получился поход. Маршрут на грани возможностей нашего транспорта и это очень четко ощущалось - свидетельством тому добрая дюжина состоявшихся килей. Поэтому я бы окрестил прошедшее событие как "переходный возраст", к которому мы долго и усердно готовились. Карельская речка Уксунйоки не подвела, мы увидели ровно то, за чем пришли - красивые падуны, интересные шиверы, чистую уютную природу и даже парочку солнечных деньков.

Маршрут: мост Р21 - с.Ууксу

  • Протяжённость водного участка пути: 36 км
  • Даты похода: 2011 год, 6-9 мая, 3 дня сплава
  • Заброска из Москвы - поезд до Петрозаводска, далее Газель ~ 150км туда и 250км обратно.
  • Состав: 7 человек - 4 экипажа (Свирь-2Н и 3 Скаута 45 )

Предисловие

Сегодня 9 февраля 2012 года, я уже без малого 2 года сижу в Приполярье. На Уксуне мы были ровно 9 месяцев назад - в мае 2011года и как обычно, этот срок отлично коррелирует со среднестатистическим периодом вынашивания человеческого детёныша. Надеюсь, что ямальские морозы не сильно искривили мою память, и "родить" небольшой опус о прошедших приключениях удастся корректно и без мук.

Заброска

Данное мероприятия я планировал из далекого г. Новый Уренгой, где сейчас до сих пор продолжаю радовать текущий 2012й год. Поэтому, прошу обратить внимание на высокое качество организованности каждого из участников похода! Ребята собирались в Москву к обозначенному времени из разных городов - Уренгоя, Ноябрьска, Жирновска ….

Высокий уровень сложности реки для прохождения на лодках определил очень качественный фильтр - нас было семеро мужиков. Представители прекрасного пола не отважились стать пионерами посещения весенней Карелии. Прискорбно, что не нашлось 8-го участника - мне пришлось сплавляться одному на 2-х местном Свири.

Помню забавный момент, когда перед отправлением ко мне приехал Серега и Антон чтобы отправиться на вокзал группой. Мы закупили провизии, ребята помогли собрать рюкзаки… Мы аккуратно вытащили в коридор весь скарб и обалдели - на троих получилось около 180 кг! Пришлось воспользоваться услугами наших старых товарищей Газелистов.

На вокзале провожал старина Дениска Валевич. Обошлось без приключений - патрулирующие ребята в форме не сумели уличить нас в злоупотреблении. Алик прибыл в потрепанной шляпе африканского миссионера-пасечника. Такие кепи часто мелькают в приключенческих кино, когда кто то интеллигентный прётся в дикие джунгли искать тревогу на свою задницу. Помимо своей шляпы Агиля отличало от серой массы невероятно унылое состояние здоровья - сопли шли ручьём, его колбасило и температурило.

Для справки, прошлый раз Агилю в Карелии экстренно вырезали аппендицит и вот, он снова туда собрался, видимо проверить на крепость могучие лёгкие. Через 4 дня на этом же вокзале с температурой трагично унывали я и брат Антон, а Алик порхал вокруг как бабочка - чем не ирония судьбы.

Поезд Москва-Петрозаводск на майские - это всегда весело. Я не знаю, как ещё покупать на него билеты, мы брали дней за 35 - у всех боковушки! В вагоне ехала делегация учительниц с конференции - они постоянно суетились, пытались организоваться и что-то отметить. Помню одну старенькую математичку, которая всякий раз поучала молодых коллег и заодно накидывала жизненных советов и нам ))).

Петрозаводск встретил дождливо. Но, как заметили встречающие перевозчики - нам повезло, ибо неделю назад был ужасный снегопад и многие группы снимались с маршрутов. Закупив ящик пива, на двух машинах помчались на Уксун - к мосту трассы Р21. Дорога занимает около 1.5-2 ч, которые быстро пролетели за карельскими байками нашего водителя. Он оказался небывалым энтузиастом - писателем, имеющим весьма интересный опыт посещения дичайших мест Карелии, общения с духами и прочими представителями местной колоритной глубинки.

У моста P21, помимо нас, стапелилась коммерческая группа с рафтами - орудовали бензопилы, народ подвозили автобусами. Дождь разошелся не на шутку - натянули тент, обед сварили на горелке и увлеклись подготовкой "транспорта". Теперь я уже знаю, что это был последний раз, когда я собирал своего Свиря - "ДЫЧ. 513". Нужно сказать, что сборка и подготовка Свиря 2Н для Уксуна заняла у меня часа 2 - ассистировали все поочередно. Мы проложили на дно специально приобретенную тонкую пенку, намертво зафиксировали коптик толстой веревкой, которую предварительно долго пропихивали под изгибы фартука для крепления юбки. Кто не в курсе - юбка на Свири заправляется за полупластиковые кантики, которые при температуре ниже +20 пальцами отогнуть очень проблематично. Производители обещали с 2011-12г делать эти кантики из более податливого материала.

Общее резюме такое - надувные рафтмастеровские лодки Скаут-45 были собраны под ключ через 40 минут, подготовка Свиря 2Н заняла 2 часа и неплохо утомила. Это был первый "звонок".

День 1. пор.Мостовой-2

Первый переход планировался около 4-5 км, чтобы удалиться от места общественного стапеля и комфортно заночевать. Порог Мостовой-2 расположен непосредственно в 200м за мостом Р21. Препятствие представлено 2-мя сливами и последующей шиверкой метров 150. Правый слив неинтересен - мелко, а выход загроможден деревьями. Левый слив помощнее, но не более 1м, формирует небольшую проносную бочку и далее переходит в шиверу с поворотом направо. Серьёзной угрозы этот порог не представляет, осмотр сделать в любом случае стоит, так как он в непосредственной близости от моста.

Первыми прошли более опытные экипажи. Организовывать здесь страховку, как таковую, смысла нет, даже на Свири с одним гребцом препятствие спокойно преодолевается. Казус произошел у замыкающей новоиспеченной команды - дезориентировал скорее всего рулевой, сильно прижавшись к островку, задев деревья и вкатившись в бочку практически боком. В результате - боевое крещение килем и самосплав до выхода из шиверы.

Вечером шел дождь, еду готовили под зонтом, а весь быт - под тентом.

День 2. пор.Розовый Слон

Второй день мы немного перевыполнили план, добравшись таки до порога Розовый Слон и откатавшись на нем вдоволь. По дороге до Розового Слона мы не разу не выходили на берег, из встреченных препятствий - это порог Блюдце и Лососевая шивера.

Порог Блюдце часто в описаниях называют аналогом порога Лестница на Мсте. Солидарен, Блюдце мы миновали без осмотра напролом примерно посередине. Возможно, ближе к берегам там можно найти сливы посложнее прохождения по центру. Один таки казус на Блюдце случился и у нас - на выходе из бочки лодка "опять" крайнего экипажа слегка накренилась и Алик выпал в воду. Мы все стояли за порогом и мило наблюдали за этим акробатическим этюдом - всё так главное медленно получилось и органично! Диман, капитан баржи, сам недоумевал, как и уважаемый Алик-джан, как же это могло произойти!?

Далее по ходу следования - шивера Лососевая. Хорошая шиверка 2-ка, если бы вся река состояла из подобных, сплав был много интереснее. Выход из Лососевой запечатлен с воды на одном из фото. Зафиксировать Блюдце мы не успели - спешили добраться до Слона.

Розовый Слон - красивый порог и, по праву, самый впечатляющий на реке. Как и прогнозировалось, на пороге стоял целый турслет - человек 100, не менее. Сам порог делится на 2 части огромным гранитным останцом по середине реки. Правый слив - проще и положе, левый - собственно Падун. Метров в 15-20-ти за порогом есть небольшой гранитный островок, с которого удобно фотографировать, страховать, да и принципе любоваться порогом.

Нам очень повезло с погодой - этот день был очень солнечный и ясный. Когда мы подошли к Слону и обнесли вещи было уже около 16-17 часов, но тем не менее - светило солнце. Прохождение порога мы начали с Правого - более простого слива. Скаут Димы с Аликом прошел даже не разгружаясь. Основная проблема здесь - каменистая мель от острова напротив, расстояние до которой буквально 4-5м. от края слива. По сути, вылетая из порога ты упираешься в остров и рискуешь поломать жесткие детали каркаса. Данная проблема актуальна только для байдарок. Мы штурмовали этот слив на Свири с Костей - вполне успешно, вовремя оттормозились и ушли вправо. Правда, закралось сомнение - когда мы пролетели слив, Свирь штопором ушел под воду, мы буквально вынырнули из бочки как субмарина. Встал серьезный вопрос - стоит ли на нем пробовать идти большой Падун?

Один только казус у нас случился на правом сливе. Это уже было похоже на "карму", но кильнулся снова замыкающий экипаж Сани и Сереги, закрепив, так сказать, навыки Мостового-2. Причина киля на этот раз - потеря равновесия. Ребята проскочили мини-бочку и начали крениться вправо, ну и - перевернулись. Нужно сказать, что умело держать равновесие в пороге на Скауте - задача не из простых, лодка достаточно высокая и в результате очень верткая.

Далее предстояло серьезное решение - как проходить Падун и как обеспечить безопасность этого мероприятия. На левом берегу конечно стояла организованная страховка из 3-4 поддатых ребят с морковками, но эти морковки явно не 100% решение проблемы извлечения человека из обширной бочки. Бочка впечатляла - барахтаться там очень не хотелось. Это особенно остро ощущается, когда смотришь как цепко она держит кильнувшиеся катамараны, хотя людей всегда выплевывала. Оставшиеся в бочки катамараны народ вытаскивал морковками, либо заходили в котёл на большегрузных катах и просто выбивали их оттуда. И вот один из таких страховых катамаранов четверок сам обратился к нам за помощью - подсобить с людьми и подстраховать сложный прыжок экипажа К2. Главный рулевой К4 - Геннадий, он же "Диаген" в простонародье, оказался добрейшей души человеком и сразу вник в наши проблемы. Мы помогли Диагену, он же проникся компанией и помог нам подстраховать с воды все наши экипажи.

Итак, собственно Падун Розовый Слон - это крутой 2-х метровый водопад в левой протоке Уксуна, он зажат между крутым левым берегом и гранитным останцом в центре реки. Чем ближе к левому берегу, тем круче порог. Около останца порог переходит в крутой слив, по которому и следует преодолевать препятствие, по крайней мере на лодках - это 100%! Возможность попробовать с хорошей страховкой пройти Слона нас воодушевила но, к сожалению, мы увлеклись полагаясь на "своё" понимание порога и логики его прохождения. Диаген сразу сказал - у вас, ребята, есть 1 шанс пройти этот порог - нужно четко попасть и проскочить по струе вдоль гранитного останца. С воды порог не видно вообще, ориентиров там нет, прочесть основную струю практически невозможно. Единственное, на что нужно было ориентироваться - это гранитный остров посередине и заходить четко вдоль его контура. "Как зайдешь - так и выйдешь", - говорил Диаген. В любом другом случае - угодите прямо в бочку и неминуемый киль.

Первыми Слона штурмовал Антон с Костей. Мы с Диагеном сидели рулевыми на К4 справа от бочки и были готовы туда полезть в любую минуту. Антон зашел в порог практически так как нужно, но немного сместил вектор к центру и это решило всё. Спрыгнув вниз, лодка сперва чуть не вошла в штопор, а оказавшись под воздействием 2-х потоков её в момент скрутило. Матроса Костю выкинуло вперед и в бочку, Антона к основанию слива и в бочку. Диаген держал нас, пока ситуация не проясниться - через 10-20 секунд показались головы ребят выплывающих из бочки, лодка крутилась в пороге, он не собирался её отпускать. Мы аккуратно зашли в бочку - выбили Скаут и так же аккуратно вышли. Я оценил возможности К4 - на тебя срывается мощный поток, под гондолами пена, но волноваться не о чем - это танк, просто держись и получай удовольствие!

После попытки Антона на штурм пошли Диман с Аликом. Это был самый экстремальный вариант входа в порог - у ребят получился чистый прыжок под правый берег! Тяжелый исход был очевиден, для меня это были тревожные минуты. Когда лодка прыгнула в самую бочку, ребята каким то чудом удержались в ней. Дальше 2 секунды восторга и резкий кувырок через бок. Мы их потеряли секунд на 30. Диаген еще до киля задал мне вопрос - "Кого спасать будем, лодку или людей?". Естественно людей, хер с ней с лодкой - она резиновая! А вот Алик в этот момент волновал меня больше всех, так как каску выплывающего из бочки Димана уже можно было различить. Алика просто не было, мы уже вошли в бочку и пытались найти его в пене. Только через 2-3 минуты стало ясно, что его давно вынесло течением, просто Уважаемый забыл пристегнуть каску, её смыло в бочке, а голую голову мы как то не приметили.

Следующими познакомиться со Слоном решили мы с Саней на Свири. Мы сделали всё не так - с воды казалось, что гораздо лучше зайти от левого берега в центр порога но никак ни справа. Эта роковая ошибка занесла нас в пересечение двух потоков. Ко всему прочему, Свирю удалось прошить порог и уйти штопором на самое дно! Матрос Саня даже умудрился пощупать дно порога своей каской. По моим ощущениям, когда байда уже была целиком под водой, началось резкое скручивание струёй справа, той самой по которой следовало бы заходить. Потом самый неприятный момент - следовало немедленно покинуть судно. Отстрел от байдарки внутри бочки занял у меня немало сил и энергии. Добравшись до глотка воздуха, я понял, что дышать практически не могу - по горло в холодной воде я не воспринимал ледяной воздух как воздух. Вокруг летали морковки - конечно же мимо, ещё хуже если они попадали в ноги и мешали выплывать.

Диаген на катамаране решил спасать байдарку, он активно искал её внутри котла - меня в принципе бочка уже вымыла. Но он не знал, что байдарку бочка тоже отпустила - я держал её одной рукой под водой. Добравшись до ребят на острове я ещё минут 5 очухивался. Потом все вместе вытаскивали Свиря - он, можно сказать, был цел, переломы 3-4х трубок здесь уже не в счет. Но главные потери от этого киля мне ещё предстояло ощутить - уже вечером моё горлу объявило карантин, смазав тем самым добрую половину маршрута. Потом обнаружился еще один нюанс - Серега, страховавший меня с левого берега, впопыхах отправил в бочку вместо морковки одну из наших раций.

Завершил преодоление Розового Слона экипаж Сани и Сереги. Вход получился по гребню сочленения 2-х потоков ближе к центру. Мы переживали за ребят, уже темнело, но была надежда, что хоть у кого то получится удачное прохождение. Диаген слил всю вину киля на матроса, который по его мнению "недорабатывал" на корме. Потом мы еще долго смеялись, когда Серега реагировал на эти претензии…

День шел к концу, мы порядком утомились и понимали что ночевку нужно делать не далее 0.5-1.0 км от порога. Опять спасибо Диагену, который направил нас в глубину затона по левой стороне - там мы нашли отлично оформленную пустую полянку со столом, скамейками и прочими удобствами.

День 3. пор.Мельница, Каньон, Храмина

Солнечное начало 3-го дня радовало всех - мы отлично просушились и позавтракали. Я ночь еле пережил из-за горла, было ясно, что следующие Падуны пройдут мимо меня. А очень жаль, потому как порог Мельница находился в 200м. ниже по течению и его рокот мы могли хорошо слышать из лагеря.

На Мельнице ребятам понравилось - она менее опасна, бочка хоть и кусается, но очевидно её легче промывает. Антон с Костей сделали 2 неудачных попытки. Саня с Серегой тоже кильнулись. А вот у Димана с Аликом получился интересный этюд. Когда бочка смыла капитана Димана, матрос Алик увлеченно выгребал и выгреб, но один! Таким образом, Мельницу прошел один Алик-джан, самочувствие которого к тому времени значительно улучшилось.

Следующий Падун - порог Каньон. Перед Каньоном полукилометровая шиверка. Проход Каньона - вдоль левого берега, справа охрененного размера и глубины бочка. Мы с начала не полезли в этот порог - обнесли вещи, судна по правому берегу и, переправившись на левый осмотрели - что это такое. Очень впечатляющее зрелище, проходящие группы на катамаранах шли по левой струе, никто в бочку лезть не хотел. Я точно знал, что не полезу туда с температурой под 38, прочие понимали, что время нас поджимает и тормозить не хочется. Но по лицам было видно - попробовать хочется. Единственная опасность здесь, это не свалиться в бочку и всё. В итоге Алик договорился с одним экипажем К4 чтобы подстраховали и они с Диманом предприняли удачную попытку преодолеть Каньон. Это взбодрило всех, после череды неудач со Слоном и Мельницей победы были очень нужны.

Далее проблемный для нас Падун Хромина. Сперва мы пошли на осмотр по ЛБ. Хромина имеет более сложное строение, чем остальные пороги - она состоит из нескольких ступеней. Очень сложно организовать страховку - следом идет 3-х километровая шивера. Рисковать в последний сплавной день мы не имели права - сделали обнос по лесу ПБ. Утомительный и длинный получился этот обнос - около 1,5-2х км пешком.

Посмотрели как красиво идут Хромину на катамаранах, там же активно работали каякеры. В голову закрадывалось странное ощущение - на реке столько людей и ни одной лодки мы ещё ни разу не видели, тем более байдарки. На нас весь маршрут смотрели как на изгоев, завидуя лишь скорости передвижения по гладкой воде. В остальном чувствовалось, что мы лишние на этом маршруте, взявшие ношу не по себе. Мы не можем организовать полноценную страховку с воды, а наличие байдарки - вообще большой риск серьёзно "поломать" одно из транспортных средств!

Шивера после Хромины порадовала скоростью и валами, 2-3 км активного сплава - непривычно и очень приятно. Уже ближе к концу маршрута снова начались локальные шиверки - протяженностью от 300 до 500 метров, но с очень хорошим течением. На одном из таких пролетов замыкающий экипаж Сани и Сереги снова преподнесли сюрприз - прижавшись близко к берегу на повороте не смогли сманеврировать среди нависающих деревьев и перевернулись. Это был последний киль, лодку быстро сняли с камней и отправились дальше.

Сборы и возвращение домой.

Интересный опыт нас ждал на антистапеле - платная поляна по системе "all inclusive", то есть дрова включены. В принципе, мне уже было всё равно - температурило, хотелось начать лечиться и не усугублять здоровье физическими нагрузками.

После веселой ночи к компании подорвавших здоровье присоединился брат Антон. Схватило горло, поднялась температура со всеми вытекающими. К счастью сказать, хоть Алик к тому времени был уже абсолютно здоров.

В Петрозаводск мы приехали за 1.5-2 часа до поезда. С Костей и Аликом успели съездить на кладбище навестить Сашу Борматову. Дорога до Москвы для нас с Антоном прошла в каматозе - я ещё потом пол месяца лечился с горлом, так крепко ухватился за него холодный Уксун ...

P.S.2011г. Река Уксунйоки дала возможность пересмотреть многое, касаемо нашего водного туризма. Если удастся проработать и учесть к следующему выходу все нахлынувшие желания, пожалуй, должно получиться очень красиво и заманчиво. Всем ребятам огромное спасибо за поход, команда удалась, все прошло на должном уровне.

P.S.2012г. Как уже писал во вступлении - с тех пор прошло 9 месяцев, многое изменилось. Сейчас мы готовимся к майским 2012г, впереди Шуя Беломорская. Летом 2011г. Алик помог продать оба Свиря, приобретен катамаранчик "Гоша". Вот так, Уксун повернул вектор наших путешествий на пару градусов вверх, открыв горизонты новых рек и возможностей.

contentmap_plugin

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Подробнее

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!

Подробнее