Поехать в Лосево меня вдохновили Мумми-тролли. Кажется, я до сих пор об этом никому и не говорил даже. Наводка хоть и косвенная, но я им искренне благодарен - ребята тренируются в Лосево каждый год регулярно и это так легко и красиво во всех отношениях, что не последовать их примеру было очень сложно.

Маршрут. Река Вуокса, Лосевский порог

  • Фактически пройденный путь по реке: ~9км (2 дня)
  • Даты сплава: 30 апреля - 2 мая 2018г
  • Заброска: Из Питера на Пежо Боксере/ Обратно на Мерседесе спринтере
  • Состав: 7 человека на 3х катамаранах

Исходный план

Да, был исходный план с Полометью, но не пошло. Вот не пошло и всё. Почувствовал я что-то внутри не очень комфортное и отказался. Владимир Путин накануне по телевизору показал секретную ракету с ядерным двигателем, которая может облететь планету несколько раз и ни капли не устать, и стало как то неуютно мне представлять как мы лезем на территорию закрытой части ракетных войск в такой ответственный момент :).

Резидент Еськин видимо еще глубже переживал остроту послания президента и корреляцию с рекой Полометь, потому то он так легонько намекнул мне в личной переписке что мыл «есть кое какие неопределенность с маем». Раскодировав послание резидента я начал судорожно смотреть альтернативы, как раз апрель на носу был и тут объявление в вконтакте: Мумми-тролли едут тренироваться на Лосевский порог!

Логистика

Логистика данного ПВД комплексная. Три человека с двумя катамаранами ехали поездом из Москвы. Приобретать билеты на поезд прямо перед майскими праздниками всегда нелегко, поэтому парням пришлось пожертвовать качеством поезда и временем в пути. В районе 15.00 подобрали их на Ладожском ЖД вокзале и поехали на реку.

Немного удивил рынок Питерских грузо/пассажиро перевозчиков. Мы с Пашей обзвонили несколько примерно одинаковых объявлений на АВИТО – разброс цен на дорогу до Лосево и Обратно колебался в районе 10 – 20 тысяч деревянных. Мы же хотели ехать за 7, но в итоге сторговались на 8 тысячах в обе стороны. Наш водитель, Алексей, всю дорогу шутливо напоминал, что это очень-очень «Эконом» вариант и обычно так дешево никто не возит :-).

День 1.Стапелёк. Опережая план

Анализ окрестностей Лосево по спутниковым снимкам не предвещал легкого стапеля/ антистапеля. Найти не огороженный забором берег реки Вуокса с доступным подъездом для машины типа газель весной очень не просто. Поэтому, решили стапелиться на одном из её малюсеньких притоков – речке Волчья, которая находится как раз на подъезде к Лосево и нужно только съехать с дороги на 200м в сторону Вуоксы за авто мостом через этот самый ручеек.

В районе 17.00 мы на берегу р.Волчья – лучшая поляна как всегда на другой стороне. Времени достаточно – собираем каты и перевозим все вещи, разбиваем замечательный лагерёк в сосновом лесу. Вечером Сашка К. заготовил потрясающий плов с использованием целых 2х кг моркови. "Обычно" наша команда готовила плов без морковки ). Но в этот раз - пальчики оближешь, не оставили ни зернышка риса от этого чудесного блюда!

Утро затянули по уважительной причине – часа 1.5-2 потратили на разбор мат части управляющих гребков на катамаране. Было интересно и полезно всем, в августе на берегах Катуни данный семинар будет обязательно закреплен. Новобранцы дополнительно потренировались бросать и собирать спас конец типа морковка.

День 2.Тренировка на Лосевском пороге

От места стапеля до порога гребли от силы часик. Сам порог длинною метров в 500 делится на 2 части. В нашу майскую воду первая часть порога - это высокие до 2х метров косые валы начиная с первого моста (автомобильного). Наиболее адреналиновая линия начинается ближе к левому берегу прямо под мостом далее смещаясь с центру. Вторая часть порога и собственно элемент, ради которого приехали, – это косая бочка у правого берега прямо под вторым мостом (ЖД). Бочка образуется за большим камнем в русле, называемым Жандармом, он шириною наверное метров около 5-6ти. Жандарм разделяет мощный поток на две части, которые сваливаются за камень и образуют бочку. В наш сезон вода шла верхом через сам камень тоже. При достаточно мощном течении реки данная бочка формирует интересную гидродинамику вокруг и это очень хороший тренажёр чтобы освоить управляющие гребки и сработаться с напарником.

У нас было 3 двухместных катамарана (Гоша 2, Фокс 2, Фокс 802) и 7 человек. Сперва проскочили порог с ходу и зачалились сразу за бочкой на правом берегу – удобный выход и место швартовки. Считаю, что очень повезло с 2мя аспектами: погода для карельского перешейка в мае в этот день была не типичная – солнце круглый день и было очень тепло; на пороге не было народу практически вообще – редко кто-то катался на доске стоя, один раз видели байдарку и рафт, периодически появлялись гидроциклы, но вот катамаранщики видимо все уехали на длинные выходные в Карелию.

Отрабатывали следующий технический маневр – разогнаться вдоль правого берега вверх по течению, пересечь мощную струю огибающую бочку Жандарма справа и выгрести на обратное течение за бочкой с целью попасть в центральную зону и приблизиться к самому Жандарму. Далее, разогнаться в сторону левого берега от Жандарма и максимально быстро и эффективно траверсировать на левый берег реки через мощную струю с косыми валами. На левом берегу стоит наклоненная большая береза, цель была обозначена закончить траверс до этой березы.

Первые попытки выполнить вышеописанный этюд были провальные практически у всех. Не удавалось перегрести струю у правого берега, чтобы выйти на обратное течение в сторону бочки. Ошибка одна и та же – экипажи фокусировались либо на управлении, либо на ускорении, но здесь же требовалось делать и то и другое одновременно и в максимальном темпе на отдачу. Было хорошо и на душе приятно - после N-ой неудачной попытки парни уставали, но драйв усиливался. Значит, приехали не зря - было над чем работать и тренажер видимо подходящий. Часа через 1.5-2 начало получаться, и когда получалось таки выгрести в бочку радость была искренняя - каждый экипаж со входом в бочку справился по нескольку раз. Другое дело траверс до березы – это не удавалось никому, я сам пробовал реализовать задуманное в разных составах, самое лучшее чего мы добились было метров на 150-200(!) ниже по течению чем та береза, куда изначально планировали причалить.

День 2. Коварный "Мыс Толстый".

Откатав весь день, в районе 17.00 тронулись на следующую точку. План предполагал, что мы отойдём от порога на 1-2 км ниже по течению с целью встать лагерем в лесу в районе Мыса Толстый и на следующий день вернуться и продолжить тренировку на пороге. Стоянка, которая обозначена в Гуголе/ Викимапии на Мысе Толстый – полный отстой. Есть ещё 2 стоянки – в 500м правее и левее от этой, обе были заняты… Печалька… Приняли решение ломиться напролом через заросший камышом подступ к берег на оголенный от растительности склон с высоченными соснами примерно в 1 км ниже по течению от Мыса Толстый. Было не просто, метров 20 пробивались через сухостой, но задумка того стоила, место там прекрасное. Наверху множество поваленных сухих сосен, за которыми глубже в лесу проложены ЖД пути, в целом энергетика места очень понравилась.

День 3. Море, море мир бездонный.

Утро прочехлили до 11.00, а вкупе с кардинально изменившейся погодой это внесло серьезные коррективы в наш план. Перед тем как возвращаться на порог мы погребли на правую сторону этой широкой «реки» дабы проверить место антистапеля в районе Мыса Доступный, потому что сомнения что там есть подъезд и можно ли вообще жечь костер были серьезные. Ветрище, тучи, накрапывающий дождь и около 1.5км ширина водоёма, который необходимо пересечь. Через 2 часа мы на той стороне, идти против ветра практически невозможно, вдоль берега кое как карабкаешься.

Яйца судьбы. Полянка была просто сказка, это ухоженный пляж базы отдыха Green Village, доступ не ограничен, есть мусорные баки, всё чистенько, а за забором - шикарный сосновый лес, где при желании и 200 человек может лагерь раскатать. Если грести назад до порога на продолжение тренировок, а тот день очень хотелось собственно попрыгать в бочку сверху, то обратная дорога гребли займет минимум 2 часа. Мы уже на 2 часа отстаем от плана, начинается дождь, ветер только усиливается, был запланирован шикарный обед и ужин, которые нужно готовить, а ещё же нужно мыть и сушить катамараны и… как то мне не захотелось все это так усложнять. Я отметил второй день тренировок, мы остались на этой поляне и отлично отдохнули.

Перед окончательной высадкой часть экипажей компенсировала избыток адреналина тренировкой постановки катамарана на ровный киль.

PS:  Так прошел наш первый Питерский ПВД! Местечко Лосево понравилось, я практически каждый день после переезда в Санкт-Петербург пью молочко и кефирчик с надписью «Лосево» и вот теперь с гордостью вспоминаю природу и осознаю что у коров, которые произвели там это молоко, должно быть очень хорошее душевное равновесие.

contentmap_plugin

Комментарии   

Agil Permalink +1 Agil
Великолепный выезд! Жаль, что не смог присоединиться.
Два вопроса:
- кто такие Мумми-тролли? если это известная рок-группа, то что они делают на пороге?
- почему отчёт в разделе Карелия?
это больше Валдай или Центр Россия?
Nik Permalink Nik
- Мумми-тролли - это питерский турклуб водников - moominclub.ru
- Лосево - это центр Карельского перешейка, поэтому ближе к Карелии чем к Центральной России - ru.wikipedia.org/.../...
Agil Permalink +1 Agil
Спасибо за разъяснения! :-)

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Подробнее

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!

Подробнее