Поход, который задумывался совсем иначе и в совершенно другом направлени...

Дорогой Адам, году в 2030м, может раньше или позже, когда вдруг будешь читать этот отчет, знай - без твоего участия его бы попросту не было. По воле Создателя жизнь вносит свои корректировки в любые планы и мы, как все участники общего круговорота событий, должны повиноваться и следовать им. Так 15 июля 2014г пришло понимание изменившее все наши решение и за один день мы избавились от билетов в Иркутск, а вместо похода на реку Ока Саянская я улетел в город Сочи.

Маршрут. Пихтовая поляна - Бзерпенский карниз - Ледник Холодный

  • Протяженность пути в одну сторону: 11км
  • Минимальная Альтитуда: 1590м
  • Максимальная Альтитуда: 2063м
  • Даты похода: 17-20 июля 2014г
  • Состав: 4 человека

Сочи, Пихтовая поляна, Подъем к леднику Холодный

17 июля 2014г приземлился я в замечательном городе Сочи, увидел старого друга, которого всегда видеть рад. Петрович не изменился, тот же голос, та же энергия, теперь молодой и гордый отец! Еще через 30 минут в зале аэропорта появился дед, тот самый дед Максим, с которым мы попрощались всего 2 месяца назад в аэропорту BCN. Далее предстояло увидеть еще 2х старых до мохнатости друзей – Саню Рябова и Саню Бородача.

База была организована в квартире Бородача, он чутко вел руководство по подготовки к предстоящему мероприятию – закупал продукты, сушил бананы и прочее. Большую работу Саша проделал, ведь оригинально маршрут был запланирован на озеро Кавдывач, что в погран зоне с Абхазией и куда Саня суетился и оформлял пропуска на целую группу людей. Но, так как я примкнул к команде очень-очень внепланово, наша четверка была вынуждена сменить цели в зону Кавказского Заповедника, где спец пропуска не понадобятся – лагерь Холодный, например.

На утро следующего дня мы использовали личный транспорт Саши для заброски до Красной Поляны, трое из нас впервые любовались красотами Сочи и Олимпийскими дорогами/ объектами. Так как ровно 1 год назад я потратил много времени на изучение реки Мзымты, было очень интересно увидеть , что же с ней стало. Конечно, дороги – это хорошо, но долину реки превратили в магистраль – это не очень хорошо. Сама Красная Поляна выглядит чисто но немного чопорно, с претензией на роскошь и дороговизну, это чувствуется в том числе в обслуживающем персонале, за подъем на Пихтовую поляну в летний период с нас взяли по 600р.

Путь до Лагеря Холодный занял у нас почти весь день, это было не легко, скажем честно. Мы несли 4 рюкзака по 30 кг каждый + гитара. Конечно, мы шли туда чтобы посидеть красиво – поесть, попить, поговорить, за это приходилось сильно потеть в дороге. Особенно тяжело дался первый подъем до Медвежьих ворот, за 1.5 часа мы прошли всего 2-3 км, но при этом набрали около 500 метров высоты. Следующий привал - Бзерпинский Карниз, очень красивое место и многие местные приходят только туда переночевать, отдохнуть от суеты, это 2063м над уровнем моря. Далее шла шикарная долина реки Пслух и перевал Псеашхо, после которого за пару подходов мы добежали к самому подножью ледника Холодный.

Дневка в лагере Холодный

Найти такой, казалось бы, известный лагерь в горах должно быть не сложно, дык нет. Мы потратили около часа, ища переправу через ручей Холодный и далее – сам лагерь. Один то ли парень, то ли женщина, (скажем человек) сидевший на тропе у ручья умозрительно прокомментировал нам полу-женским голосом, что ровно год назад в это же время он этот лагерь не нашел. Мы все вчетвером были сильно обескуражены как видом так и голосом встрченного человека – с тех пор и до конца похода в горах Кавказа появился «баба-парень», образ строгий и пугающий всякого потерявшегося туриста.

Сам по себе лагерь - это 4-5 домиков, стационарных навесов и открытых площадок, на которых турист без труда может ставить палатку и готовить еду. Есть организованные кострища и лавки. В первую ночь мы уставшие не рискнули обживать дома и, развернув палаточный город в лесной части лагеря, приступили к главному завершению дня - ужину. Хорошо, что в тот день людей было на удивление мало вокруг, ибо орали мы песни так красиво и пировали так аристократично, что любое соседство было бы просто немыслимо ).

Второй день в лагере Холодный мы отдыхали, варили завтрак, обед и ужин, съели наверное банок 12 тушенки на 4-х. С утра мы нашли нашу первую поляну далеко не идеальной для жизни и отдыха и потому переехали на опушку сразу в дом. Дом стоял на солнечной стороне лагеря и был относительно новый, хотя уже подпорченный хулиганами – выбита дверь. За пару часов мы перетащили все шмотки, навели порядок в двухэтажных апартаментах и запаслись дровами на всю ночь. Это место было гораздо позитивнее сырой сумрачной рощи, где стоял основной «холодный» лагерь.

Днем ребята пошли на штурм ледника, я был ленив и остался дома подлечивать мозоли после вчерашнего перевала. Дед Максим отличился – потерял свой рабочий мобильный телефон, если посмотрите внимательно фотографии, видно как он выполняет акробатические этюды, зависая над рекой, и видимо с тех пор рыбы в Холодной речке получили доступ к мобильной связи.

Вторая ночь в лагере прошла не менее весело, народу прибыло и на звуки гитары люди приходили посидеть и поговорить. Двое мужиков и мальчишка еще с вечера попросили остановиться на ночь у нас на первом этаже. Глядя на коллег пешеходов в тот вечер я еще раз осознал, что водный поход все таки более насыщен вещами ). На нас смотрели как на сумасшедших уже только потому, что мы «принесли» гитару в горы, мыл это же лишние 2 кг! Дык мы тут лишних 25 кг еды принесли, это спасибо я запретил Бороде брать все 8 кг сушеных бананов, которые он бережливо приготовил как перекус в дорогу!

Ночевка на Бзерпинском Карнизе

Третий день похода мы сделали переход на 2/3 пути обратно до Бзерпинского Карниза, место это очень красивое и высокое и там мы решили заночевать. Людей в это день прибавилось, я думаю около 20 человек в общей сумме стояли на Карнизе, совершая пешие вылазки в разные стороны. Но этого уже было достаточно, чтобы забить все подготовленные домики для туристов. Мы встали палаточным городком из 2х палаток и натянули тент. Конечно мы удивили всех местных пешеходников, натянув тент против дождя о 6-ти метров в диаметре, который, между прочим, весит 4.5 кг и явно пришел сюда из какого то другого похода...

Осмотр верхней секции реки Мзымта

На 4-й день спустившись с гор, в настоящем смысле этого выражения, мы оказались в долине реки Мзымта. Реки, известной на весь СССР как весьма легко транспортно доступной и в то же время высоко категорийной для проведения сплавов на катамаранах. В настоящие дни зона от Красной Поляны и ниже застроена дорогами и мостами, наша любимая РЖД теперь прямо таки буквально двигает свои составы над Мзымтой, что наполняет саму реку сотнями опор и грудами строительного мусора. Боюсь предположить, но наверное с начала олимпийской стройки на Мзымте не было не одного катамарана…

Но, кроме лирики, меня очень интересовало состояние дел в верхней стандартной секции реки до Красной Поляны, которая теоретически еще могла сохранить свою первозданность, так как вроде бы миновала основную стройку. Саня Бородач внял моим просьбам и мы поехали на его Шкоде в по дороге вверх до Нарзановских Источников. Мягко говоря, дорога была ужасная для нашего авто – раза 3-4 мы добренько зацепили брюхом каменюки, переезжая огромные лужи. Итого 5-6 км и мы на месте, отсюда недалеко до кардона с Абхазией как я понял, наша вторая группа отправилась именно туда на озеро Кавдывач и мы уже знали что ребята выбились из графика и будут на пол дня позже планируемого.

Верхняя часть реки Мзымта выглядела печально – русло завалено всем чем не попади, включая плиты, но саму угрюмость придают изуродованные стройкой берега и эти ужасно некрасивые тоннели, которые на самом деле выполняют очень ответственную функцию защиты дороги от схода селей. Всех читающих прошу обратить внимание на фото с автомобилем Саши, который стоит около входа в один из таких тоннелей. Дело в том, что уже в момент когда я делал это фото начал моросить дождь, который усиливался по минутам и когда мы почти добрались обратно до Красной Поляны в реке можно было различить фронт грязной, мутной от глинистой взвеси воды (последнее фотов этом блоке), первые весточки последующего крупного геологического события.

Пару часов спустя, дорога к Нарзановским источникам после схода сели

Через час после того, как мы покинули Красную поляну в районе верхней секции реки Мзымта сошел очень крупный по меркам этого региона сель. В верховьях были заблокировано около 200 человек, дорогу на 30% смыло в реку, все тоннели были засыпаны камнями под крышу! Наша вторая команда прошла эту части пути уже наблюдая последствия, точнее говоря, ребята уже были эвакуированы - выведены спасателями по тому, что еще 1-2 часа назад называлось дорогой. Но самое интересное, что именно эти 1-2 часа назад мы вчетвером любовались видами и делали фотографии в самом эпицентре этого события – в районе тоннеля, где стояла машина Саши на фото выше. Ниже можно полюбоваться, как сам тоннель и то место, где стоял автомобиль выглядит после схода сели. Всего то чуть-чуть нас отделило от сплава по горной реке Мзымта, но не на катамаране, а на автомобиле Шкода…

PS: Так в 2014г мы начали традицию, традицию ходить в горы. Мы решили не останавливаться и продолжать ходить. Формат красивый и очень притягательный - душевно проводить время с добрыми старыми друзьями, среди ледников и вершин.

contentmap_plugin

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Подробнее

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!

Подробнее