В ближайших месяцах моего походного календаря крупным шрифтом маячило «Идём на Дон!». И пока мои московские товарищи по веслу вяло подкупали снарягу к августу, мы с друзьями детства решили выбраться в короткий ПВД на эту историческую реку, широко известную своими казачками и обильной рыбалкой. Разведка по погоде предвещала солнечные +40 в тени. Тогда этот аспект казался мне исчерпывающе положительным фактором для совершения первого водного похода 7/10 новичков в команде.

Маршрут ПВД. Река Дон, село Качалино – хутор Вертячий

• Фактически пройденный путь: 24 км за 3 ходовых отрезка
  • Даты сплава: 10-12 июля 2020г.
  • Заброска: микроавтобус Volkswagen + Газель
  • Состав: 10 человек – 2 байдарки «Таймень-2» и 2 байдарки «Таймень-3»
  • Планирование: Карта-лоция маршрута

Приквел. Аренда.

В короткий срок выяснилось, что походная лодка на родной равнине продукт востребованный, окупается быстро и приносит владельцу примерно такую же прибыль, как килограмм имбиря в пандемию. Обзвонив все авито-варианты и прошерстив несколько сайтов с подобными услугами, стало очевидно: средняя цена на надувные судна 1.5-2к в сутки, а старушек-тайменей вообще не сыскать. Параллельно доносился слух про группу из 50 персон, затеявших серьезное путешествие, где оказывается и сосредоточились все искомые варианты подешевле. В надежде написал в ВК Олегу (руководитель @TurTop), точно зная, что все их Каньоны на наши даты должны были отправиться в Карелию, но вдруг? Олег сухо предложил мне обратиться к Стасу (еще одна местная туршкола водников): «Он даёт в прокат свои». Через пару звонков мы с Ваней летим в Ворошиловский. Спустя 5-минутный диалог и пару шуток про то, что Олег в походах не бухает, удачно договариваемся со Стасом на ровные 2.5 дня аренды – строго ходовые часы на воде – по вкусной цене за любимый конструктор туриста из СССР: залатанные шкуры с мешками для «костей».

Поэтапная заброска.

В то время как мы пытались сформировать понимание во сколько стартануть после работы в пятницу, риск-менеджер этого ПВД Иван, ссылаясь на отсутствие опыта в сборке тайменей, предложил вариант частичной заброски в обед. Его логика была прозрачна – втроем мы соберем лодки к приезду ребят в 19:00, сядем на воду и сразу попрём! Ранее мы с Ваней пытались склонить друзей к увеличению маршрута до настоящей Экспедиции (81 речной километр) с Антистапелем в Калаче-на-Дону. Но группа оказалась мудрее и хорошо знала куда нас послать со своими предложениями.

В 14:00 солнце стояло высоко над Быстрой протокой. Местные рыбачки с семьями, пока мы гремели костями натягивая шкуры, нет-нет выуживали на берег сазанов по 1.5-3 кг, вызывая восторг парней. Только спустя 4 часа и 6 литров пива горбатый танец с тайменями был завершен. В моменте дня, ближе к вечеру, мы заметили фигуру какого-то нерусского бойца в цветной панамке, уверенно ускорившегося в нашу сторону прямиком с лесной тропы. Стоя рядом с Иваном я таки ощущал, как тот собирает концентрацию в кулак и просчитывает риски: получит сейчас этот бро в дыню или в печень. Подойдя ко мне на расстояние менее полуметра и внимательно заглянув в глаза, паренек засеменил: «А, это не мои. Извините, перепутал тебя с нашим руководителем. Просто шорты похожи)», – и, улыбнувшись, скрылся в направлении дороги.

Первый переход, или «чуть отойдем в безлюдные места» (~7км).

Четко следуя таймингу состав из 7 человек приехали на старенькой газельке с беззубым Валерой. Пока водитель не скрывая интереса бродил вдоль берега, утыканного 10-ю удочками, мы не торопясь выгрузились и распределили основной шмот по байдаркам. Больше половины участников впервые держали весло в руках, но учиться «плавать без воды», как известно, не вариант. Самый высокий среди них – директор цирка Михаил – передал мне знакомый с 2018-го флаг Общества непринужденной гребли, который приехал вместе с походной баней, о которой, в свою очередь, я все еще думал, как об обязательном элементе данного летного ПВД.

Ребята весело угорали стоя на широкой закатной воде. В моей байдарке играла колоночка, на что активно обращали внимание множество сухопутных с полян, то покрикивая, то посвистывая. Илья же, надрывая гортань, зазывал их на выдуманный оупенэйр ниже по течению. После короткого перехода пару раз безуспешно попытались сойти на топкие берега этой реки. Черные по щиколотку от грязи, ноги смердили болотом. Все козырные места заняты. Приютились на правом берегу почти затемно, в 30 метрах от поляны с рыбачками.

С этого момента Диман, как апостол Андрей из песни, приступил к свершению своего ежедневного хода вдоль берега по воде, в надежде поймать живца. С наступлением кромешной тьмы, когда директор пожарил шашлык и попросил пригласить рыбака отужинать – тот в который раз подначивал меня связать снасти и начать уже душить сазана в этой реке. На рассвете он поймал один результативный образец, приготовил уху и практически сразу, варёный, уснул. В ту ночь звучала музыка и разговоры. Давно я так не впечатлялся у костра рассказам про походы, в которых не бывал. Макс, как новое для меня лицо в команде, отдать должное, удивил: до сих пор заповедные места Камчатки и медведи перед глазами. Новенький гамак под утро оказался архиудобен, где я заблаговременно забронировал место для сна.

День 1. ШОК-контент. (~15км)

Мое утро в гамаке началось в 8:30 с фразы руководителя цирковой программы: «Антон! Мы въ****и твои катушки!» Отлично порыбачили, парни. Ессно, я был слегка возмущен, что в начале этой фразы не было слышно слова «извини». Роза занялась яичницей с сосисками (да-да, та самая на 10 человек), кто-то поставил кипятиться чайник, а спустя еще где-то пол часа выяснилось, что за ночь куда-то ушло 30 литров воды (ВЕСЬ стратегический запас). Залить термос еще хватило, но следовало начать репетицию ускоренной сборки шмоток. Мы на тройке вышли пораньше, чтобы забежать на переправе в станицу Трёхостровскую за водичкой. По реке уже значительно чаще начали наблюдаться одиночки с удочками, кто с берега, кто на воде. До обеда появилось желание громко закричать «Я убью тебя, лодочник!» – рыбак рыбаку рознь.

Ну и вроде как тепло, солнышко, 11:00, ничего не предвещало беды. В станицу сгоняли, вернулись к пантонной переправе до подхода основной группы. Пляжи у деревеньки на левом берегу вымыты по колено, купаться сложно, но надо – температура воздуха стремительно шла вверх. Постепенно тепло превращалось в жар, жар в пекло, а пекло в солнечный ад. Казалось, что переждали самые знойные часы в тенечке тополей на длинном перекусе с блинчиками и макаронами с тушенкой. Как далее следовал ШОК-контент. Огненный шар в 15-19:00 склонился к горизонту и взеркалил от воды мириады рассеянных лучей на пол ширины реки. На максималках эта яркость нещадно запекала под подбородком. Кепка не спасала, очки не помогали, а субъективные ощущения подсказывали, что на солнце сейчас не менее +50 градусов.

Среди приятных плюсов – поддающий в спину ветер, вызывающий желание расправить парус. Но берега – берега усыпаны людьми всех возрастов! В течение 8 км каждая следующая поляна на пути к запланированной остановке (а их там по одной на каждые 30 метров) была плотно забита платками, бухающими компаниями и любопытными взглядами. Одна единственная, последняя в этой череде бесконечных стоянок, оказалась свободна, и рыбак Дмитрий сразу же реанимировал вчерашнюю движуху – охота на живца занятие для упорных. В глаза мне сразу же бросилось бесчисленное количество мусора на земле. Немного пошустрив, мы собрали огромный пакет по пояс, иначе полянка напоминала туалетную площадку на рейве.

Вторым вечером ребята уже более уверенно расставляли хитрую арендованную палатку возраста наших тайменей. Начисляя нарезающей лаймы Катерине джина со спрайтом и изредка стреляя у мастера по кальянам Димана трубку, я тонко ощущал, как разварился в этой дневной жаре. Мысль о походной бане пост скриптум просквозила в каком-то диалоге и скрылась в пелене пекущего закатного диска.

День 2. «Антон, мы не следуем Плану!» (~5км)

На утро оказалось, что вода у нас опять кончилась – какой-то отчаянный новичок перед сном залил костер из питьевой 5-ти литровки (до сих пор не догоняю зачем, бро?). Риск-менеджер сосранья поторапливал меня и команду встать на воду, достичь целевых планок маршрута, набрать водиле, который почему-то мог забить и не приехать, пережить эти пол дня без воды и двинуть уже в обратный путь домой. Медленно, но верно, мы добрались до центрального пляжа хутора Вертячий, обнаружив по пути, что все последующий поляны, помимо той, где мы ночевали – забиты до отказа. Не ожидал я такой популярности Донской воды вблизи областной столицы. Беззубый водила Валера оказался-таки еврейских кровей и, не спрашивая меня, сам уже мчался к нам за своей воскресной зарплатой в 3к. Забирать туристов дело не хитрое, особенно, когда в твоем городе карантином уже 5 месяцев запрещен маршрутный транспорт.

Пока ломали «кости» и сушили шкуры, оторвали Стасу 2 мелких крючка на шпангоуте и фальшборте. Но, в целом, похоже, эти байдарки как ходили, так и будут еще ходить лет 10. По пути домой прожарились окончательно, да так, что самая молодая 14-ти летняя участница Мария (сестра Катерины из г. Усинск) не нашла сил выйти из освежающего кондёром салона авто для свершения обряда прощального коллективного фото.

Сиквел. Аренда.

Стас не долго церемонился: надев недовольную мину, сразу же начал распечатывать мешки и пересчитывать палки панциря. Пока мы носили байды, у первой (по его словам) не досчиталось одной метровой соединительной пустышки, хотя поляну сборки я пробежал перед отъездом трижды. Диман, отведя меня в сторону, сказал: «Антон, нехороший человек этот парень. Стой рядом и считай вместе с ним». Когда три следующие мешка оказались по комплектации полны, мы решили подразгрести и пересчитать кости первой – удивительно, палка затерялась в мешке, а Стас, округлив глаза пробормотал что-то типа «не заметил пацаны». Но, следом, стал заряжать нам претензию за полимерную отбивку на краевом фальшборте, которая была сломана изначально (за подтверждением Ивана и Макса, с кем мы их собирали в самом начале пути).

Забавный факт данного сиквела в том, что чуть позднее в беседочке у Анатолия Борисовича, я узнаю: 5 его жирновских байдарок в 2010ых были переданы в туршколу этому персу Стасу для содержания и использования! История с арендованными тайменями совершила очередной виток, намекая, что все тропы, как ни крути, а ведут к Борисовичу и истокам нашего дерзновения походного. Могло ли быть иначе на родной земле?

Краткие итоги

• На жаре +50 Кайфандра – мертвый груз
  • Вводный инструктаж начинающему рыбаку – залог живых катушек до конца похода
  • Чтобы быть подкованней остальных и ничего не упустить (для новичка) – достаточно прочитать хотя бы пару крайних отчётов xTourist’a
  • Уследить за всем, что творится в лагере первопроходцев с веслами, для меня оказалось провальным челленджем
  • «Разведка ПВД» перед длинным трипом на желаемую реку – отличный способ вовремя скорректировать будущий маршрут.

P.s.

Это очень круто, когда в поход с тобой идут люди, которых знаешь больше 25 лет. Диман пришел к нам в 4-м классе, с Мишей (мой самый старый друг!) мы знакомы с детского сада (мне было 4 года), а с Розой с 6 лет! В заключении хочу отметить, что пробелы в природном быте, готовке и голодном рыбаке устраняются просто – достаточно быть единым организмом в походной «кухне», не молчать, когда хочется жрать, чаще и уверенней помогать друг другу. Рад был наконец выбраться с Вами на реку! Как ни крути, славный выдался «Шапито» :)

contentmap_plugin

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!