К арантинная история 2020, начавшаяся еще в марте, сбила нам абсолютно все карты на походное лето. Сплав по рекам Кольского пришлось переносить, билеты в Мурманск сдавать. Команду из 14 человек раскидало по миру так, что многие ребята оказались буквально блокированы обстоятельствами.

Надежда умирает последней. Поэтому, сведя все риски по COVID 19 к минимуму, мы собрали реликты состава и собственным автотранспортом отправились в июне на ближайшую интересную реку Карелии – старый добрый Уксун.

Маршрут. Река Уксунйоки, озеро Уксиярви – деревня Ууксу

• Фактически пройденный путь по реке: 82км
  • Даты сплава: 15-20 июня 2020г.
  • Заброска: личное авто
  • Состав: 10 человек, в т.ч. 4 - гости на Каньонном
  • Детальная карта маршрута (Скачать PDF, 3.7Мб)

Предисловие

Уксунйоки - это единственная река в нашем архиве, которую команда в разных составах посещала теперь уже целых 3 раза.

Первый раз на лодках в мае 2011го по очень высокой воде. Куча килей, разбитые чувства и воспоминания о людях на катамаранах, которые почти не килялись, стояли на шикарных полянах и задорно шутили лодочным неудачникам в след... Нужно отметить, что других лодок и байдарок мы на реке тогда не видели вообще, только катамараны, это был ключевой момент изменивший направление нашего развития.

Второй раз на Уксун приехал Дима со своими друзьями в мае 2017го, для большинства участников это был первый сплав. Дима хорошо готовился, шёл на катамаранах, но кое-что ему сильно мешало и Уксун снова «отыгрался» - 75% реки было заковано в лёд, весь поход в снегу и диком холоде. Ребята стойко прошли это испытание, но «кайфануть» особо не удалось.

И вот в 2020ом мы уже вместе с Димой, по иронии судьбы делаем этот вынужденный «опциональный» и абсолютно внеплановый маршрут, дабы заодно навести порядок в небесной канцелярии и по настоящему оттопыриться на речке Уксунйоки. Нас всего 6 человек – 50/50 из Питера и Москвы. Парни – остатки участников отложенного Кольского сплава у которых теперь подвис долгожданный недельный отпуск, и с нами одна девушка Яна – креативный инстаграм блогер, профессиональный марафонец, человек с твёрдым характером и диким желанием побывать на сплаве в Карелии.

Планирование

Так как у нас целая неделя, было решено удлинить маршрут от стандартного примерно в два раза до 82км и заодно пройти верхнюю секцию Уксуна от озера Уксиярви, что в районе села Райконкоски. Да, я понимал, что река в верховьях будет не быстрая, с бешеными меандрами, завалами, окруженная глухими болотами и скорее всего без симпатичных полянок по заказу. Ну а где ещё проводить самоизоляцию, если не там?

Нам повезло, что Карелию открыли для посещения туристов с 8го июня, т.е. за неделю до нашего приезда сняли все блок посты и начали работу базы отдыха и прочие сервисы. Мы находились в «правовом поле» и это очень радовало, хотя всего 2 недели ранее мне звонил капитан МЧС и наотрез отказался регистрировать такой поход ввиду наложенных в регионе ограничений.

Дополнительно, в нашем плане предусматривалась возможность присоединения к маршруту тех, кто не сумел в силу причин попасть к началу. Я обозначил точку встречи на пороге Каньонный, хорошо помню, как текли слюни от вида той полянки в 2011ом, уж очень хотелось сделать на ней настоящую днёвку с банькой! До Каньонного есть дорога, по ней можно частично проехать и как минимум пешеходы всегда имеют возможность прогуляться 8км от базы отдыха «Три стихии».

14-15 июня. Заброска. Озеро Уксиярви – участок бешеных меандр. 11км

На озере Уксиярви есть форелевая ферма, дорога упирается в её ворота и стоит указатель на объезд вверх по склону в лес. В сухую погоду мы проехали этот объезд в пару км на кроссоверах без проблем и начали стапель на красивой рыбацкой полянке. Со слов фермера рыбы в озере крайне мало, Боря поймал пару мелких окушков, а жерлицы простояли ночь не тронутыми.

Москва стартовала из Конаково и 15го июня в обед вся команда уже была в сборе. Терять вечернее время в условиях абсолютно белых ночей безрассудно, водители отогнали машины на базу трёх стихий и в районе 20.00 мы встали на воду.

Чтобы хорошо отдохнуть, всегда сперва нужно хорошо поработать! Поставил я цель за 2 ходовых дня добраться до Розового слона чтобы там заночевать и потом покататься без спешки. Первый ходовой вечер делал нам хорошую фору на завтра и мы эту фору реализовали аж на 11 км, сумев до полуночи прогрести самые лютые меандры и преодолеть основную часть бобриных завалов.

«Бобры добры» - важно вовремя сказать, когда видишь завал, потому что будет шанс что это не обнос. Что мы только не предпринимали – разбирали бобриные конструкции руками, гребли и оттягивали веревками огромные деревья, топили стволы под собственным весом и тп. Все завалы удалось перетащить не выходя на берег.

Внезапное комариное царство… Наивный провинциальный юноша, я полагал что раз в Питере ещё нет комара, то наверное и на Уксуне его особо нет. Последний раз мы были в Карелии на Тунтсайоке-Тумче в конце июня 2017го, но было очень холодно и все было совсем иначе. А тут жара за +30 С, болота высыхают, комар в верховьях лютовал не то слово. «Дихлофоса» хватает на 30 минут и снова кусает. Хорошо выручал неопрен, но открытые зоны и лицо кусали неуёмно и практически постоянно.

16 Июня. Суперстоянка у Мегазавала. 30км

Не самый простой ходовой день. Завалы продолжались, скорость предельно низкая, за 20 минут мы в среднем прогребали всего 1км. Днём палило солнце, периодически купались, комар бдил в тени развесистых берегов, а в открытом воздушном пространстве добавились назойливые слепни. Яна проходила самое настоящее посвящение в водники, нарочно не придумаешь. А тут ещё к концу дня, где то за 23.00 мы впоролись в такой мощный завал, что иначе как обнос его и не назовёшь. Уверенно натоптанная тропа подтверждала настоящий многолетний обнос с обязательным выходом на берег.

На этом участке реки даже для перекуса приличные поляны попадаются вообще не часто. Вечерний комар немного притих и ровно в полночь на горизонте появляется ещё один капитальный завал. Но что-то с этим завалом было не так - слева в бревнах светился пропил, благородный выход на берег, мы прибыли на лучшую поляну на всем протяжении верхней секции Уксунйоки!

Отдельно в этом блоке расскажу про интересное решение по наводке от брата Антона и его туристических друзей клуба волгоградских каякеров @TurTop – это походный фильтр для воды. Такое ценное нововведение наша команда опробовала впервые. Два мешка-пакета с трубками и маленький фильтровой элемент посередине, которого хватает произвести 1.5 м3 питьевой воды. Мы окрестили эту конструкцию – «КАТЕТЕР». Сперва было подозрительно, потому что цвет воды оставался желтоватый, но это скорее специфика местности, а оттенок идет на мелкодисперсном уровне и в родниках вода тут такая же. В общем, пили мы воду из этого катетера всю неделю и беды не знали, очень рекомендуем!

17 Июня. Розовый слон. 30 км

Амбициозный план добраться до Розового слона за 2 ходовых дня начинал постепенно сбываться. Второй день завалов практически нет, появились частые перекатики, река немного расширилась, легкий ветерок успешно сдувал комара, прекрасный солнечный день для загара! К обеду мы докатились до знакомого моста трассы А-121, перекусили и отправили пару сообщений во внешние миры.

Удивляло абсолютное безлюдье на реке. За 82 км маршрута мы встретили всего 1 катамаран 4ку, который стоял базовым лагерем на пороге «Блюдце». Больше туристов мы не видели, поляна Розового слона по обе стороны реки была похожа на зону отчуждения. В течении 10 минут к нам подкатил местный рыбак, по виду изрядно изголодавшийся к общению с людьми. Мужик все лето живет тут на пороге, питается рыбой и раз в месяц гоняет отметиться на биржу труда, вот она – идеальная самоизоляция гражданина РФ!

Покатушки на Розовом слоне вдоволь устроили на следующий день, по низкой воде очень удобный обнос ката через правый пересохший слив – 2 минуты и ты снова заходишь в порог! Розовый слон оказался на удивление мелкий, поэтому тут не формируется критической бочки даже в большую воду. 2/3 порога от ЛБ сразу под сливом не более 30-50 см глубиной, а ведь именно там в большую воду происходит основной экшн. Следующий порог «Мельница» в нашу воду был представлен небольшой, но видимо относительно глубокой бочкой, за которой начиналась каменистая мель.

18-19 Июня. Днёвка на Каньонном. 3 км

Цель нашего визита – шикарная стоянка порога Каньонный! Потребовалось 9 лет жизни чтобы вернуться сюда именно в такое непопулярное для туристов водников время. Днёвка на таком знатном месте обещала быть очень насыщенной яркими событиями:

• 1. В день нашего прибытия на Каньонный туда же прибыли ещё 2 новых участника – Агиль и Сабина. Мы горячо приветствовали ребят, которые ради выходных с друзьями отправились в такое путешествие из Москвы.
  • 2. Покатушки на Храмине. Всего за 2 часа нам удалось спуститься до Храмины на двух катамаранах, по нескольку раз пройти порог и вернуться обратно в лагерь!
  • 3. Великолепные стейки от Агиля просто разорвали шаблоны туристической кухни.
  • 4. Наконец то мы обновили собственную мобильную баньку. Котёл «жига» напористо выдавал пар на 5 баллов так, что желающим выбежать досрочно приходилось люто терпеть.
  • 5. В завершающую ночь днёвки до нас добрались братья геологи. Саша и Володя стартовали из Белокаменной в пятницу после рабочего дня. Долгожданные гости привезли горючее и веселье со стейками продолжилось всем лагерем, несмотря на 4 утра субботы!

20 Июня. База Три Стихии. 8 км

Это завершающий день сплава и выход в цивилизацию. После утреннего гудежа высыпались до обеда. Последний участок реки, включая порог Храмину, преодолели достаточно шустро. Агиля и Сабину мы взяли в довесок на катамараны, а Саньку и Володе пришлось в тот же день топать обратно до базы «Три стихии» пешком. Стоит отметить признаки надвигающегося шкуродёра на завершающих шиверах Уксуна – катамаран постоянно характерно посвистывал, проскальзывая по камням.

На Трёх Стихиях нас встречали и готовили замечательную баню! Баня была снова прекрасна, хотя и уступала по колориту мобильной версии на берегу порога Каньонный. Абсолютно очищенных, теперь нас ожидал великолепный подарок – плов от шеф повара Саши, а некоторые ребята даже прихватили с собой шампанское. Конечно, не каждый сумел высидеть последнюю бессонную ночь и дождаться свежего плова. Нужно не сдаваться и проявлять максимальную стойкость, когда Саша готовит свой плов - это незабываемый шедевр!

Миниролик. «13 минут на Уксунйоки»

Итак, карантинный вариант похода проведен по-домашнему достойно. Отдельно отметим стойкость нашего блогера Яны. Из-за неудачного водонепроницаемого чехла 90% контента у Яны оказалось «зачехлено» ввиду отсутствия звука при водных съемках, но это не помешало ей снять 10% насыщенных роликов на берегу, которые в комбинации с нашими камерами дали повод попробовать себя в роли видеомонтажеров. И вот что из этого получилось:

Заключение от YANABATINA:

Могу с уверенностью сказать, что недельный сплав в Карелии - это лучший отдых в моей жизни с точки зрения перезагрузки. При регулярных путешествиях в разные уголки нашей страны и планеты, никогда ранее не получалось вернуться с такой чистой головой и понятным планом действий. Ключевые выводы от сплава:

• 1.Сплав по низкой воде и не по горной реке похож на ультрамарафон. Ты очень долго гребешь почти без течения/бежишь, в какой-то момент понимаешь, что тебе надоело, что ты делаешь каждое движение на силе воли. Размышляешь о том, как вообще тебя могло занести сюда и что ты больше никогда и ни за что не ввяжешься в аналогичную затею. А потом наступает конец дня на воде/финиш и ты доволен собой за то, что преодолел, что не подвел команду. Эйфория от финиша с легкой (или не очень легкой) ноткой усталости может быть даже приятнее самого процесса и теперь ты точно знаешь: раз справился с таким преодолением себя, то справишься и с миллионом других дел.
  • 2.Сплав - это отличный тимбилдинг. Я попала в компанию незнакомых мне людей: каждый был уникален по своему, с кем-то было больше пересечений в увлечениях, с кем-то меньше, но к концу сплава мы все стали как большая дружная семья единомышленников. У всех была единая цель - пройти на катамаранах сплав, покататься на порогах, отдохнуть, перегрузиться и вернуться в свои города для реализации старых/новых задумок. Команда как единый живой организм двигалась к одной цели. Показательным является момент, когда сначала организатором сплава на каждый день составляется график дежурств. Дежурные отвечают за приготовление завтрака, ужина и перекусов. И если в самом начале сплава мы строго следовали графику дежурств, то в конце сплава готовили уже абсолютно все без деления на дежурных / отдыхающих.
  • 3.Сплав - это не только монотонная работа во время долгой гребли без течения, но и физически сложная на порогах. Нужно иметь хорошую физическую форму, чтобы грести часами, а потом при прохождении порогов быстро мобилизоваться и начинать уворачиваться от камней и скал. На горных реках, как рассказала мне команда, необходимо держать состояние боевой готовности всегда.
  • 4.Недельный digital detox - это лучшее, что может с Вами случиться в век информации. Для всех нас стало нормой постоянно получать новую информацию, проверять письма и сообщения, работать в режиме многозначности. Организму очень нелегко, когда мозгу приходится обрабатывать множество параллельных задач. К концу дня и особенно в конце недели мы чувствуем себя уставшими. Цифровой detox помогает замедлить работу мозга и полностью восстановиться, ведь мы на природе концентрируемся на простых задачах и почти не переключаемся на несколько задач.
  • 5.Природа Карелии невероятно живописна. Красоту не передать словами, но попробую хоть немного передать фотографиями :)

Пойду ли я еще в сплав? Однозначно, да. Река Уксунйоки навсегда останется в моем сердце, но теперь хочется попробовать сплав по горной реке с большим количеством порогов.

contentmap_plugin

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!