Н е перевелись еще эксперты на западном склоне Уральских гор. ПВД здесь дело обыденное, а новый коллега Дэн выглядел достаточно убедительно, чтобы поддержать идею присоединиться к его тургрупе и сагитировать еще 3х парней уйти в отрыв на длинный июньский уикэнд. В то время как Уважаемый из коллектива хTourist комментировал данный поход не скрывая иронии: «Вот так вот старость подбирается - и не заметишь: ещё вчера тонул в обаянии школьниц на выпускном, и тут такая смена экспозиции!»

Тёплое начало лета в Перми радовало. Почитывая после работы труды Дэниеля Канемана, меня прервал гудок школьного друга Ильи. Крайний раз мы ходили с ним в 2010ом в Карелию, где Шото-озеро навсегда отбило у меня желание возвращаться в эти края без мотора на плав-средстве. «Антох, ну че мы делаем? Мне с Уфы до тебя 7 часов. Погнали в поход!» Мой план выглядел грациозно и на входе требовал всего лишь 4.5к затрат – коммерческий туризм в Перми развит достаточно, чтобы трипануть недорого и качественно (ну, это я тогда так думал).

Маршрут. Река Акчим – река Вишера, деревня Акчим – посёлок Вишерогорск

• Фактически пройденный путь: 61.5 км за 3 ходовых отрезка
  • Даты сплава: 12-14 июня 2021г.
  • Заброска: Личное авто / Микроавтобус «Мерседес» + прицеп
  • Состав: 20 человек – 3 катамарана-6
  • Планирование: Карта-лоция маршрута

Заброска и знакомство с коллективом

Илюха приехал в полночь пятницы. В 5 утра субботы, встретив с Москвы Ивана, Дэн подобрал в городе Никиту, нас, и вот, обсуждая в тесном салоне личного авто будущие приключения, мы стартанули 60км до пос.Полазна. Там нас ждал основной костяк группы – еще 15 человек, составляющий собой преимущественно женский коллектив. Дэн, отдать должное, не скрывал, что возраст группы сильно варьируется и существуют некие неопределённости. Стоило бы тогда включиться и задуматься. Но как и ровно год назад в мае, когда я залетел в странный трезвый ПВД с каякерами за 2к, желание сходить в поход после зимы опьяняло. Какое уж тут внимание к деталям.

Заброска оказалась заряженная на утренний бухач. Водка в рассветных лучах лилась словно в честь окончания пандемии на планете. Ограничившись пивком, мы наблюдали с первых мест, как Ваня, оказавшись взаперти по центру салона, начинает входить в кураж и поднимать градус диалогов острыми сарказмами. Если не считать 10 остановок справить нужду, ехали в сторону севера края около 7 часов, из которых половину по пыльной грунтовке плоскогорья. Что начнём с р.Акчим я не знал. Все краевые точки маршрута озвучивались по ходу пьессы. План А во всей его нелепой красе открылся мне только на последнем повороте перед Антистапелем: выгрести за 3 подхода 62км на перегруженных +1 человеком катах, на одном из которых будет 4 бабушки, на втором 4 дамы средних лет в полном хламе, а на третьем 4 весла из 6. Даже полный нуб прикинул бы в уме, что на матрасной реке в таком составе следует ожидать реализации минимум 2 рисков – конфликты и инциденты на воде.

Точка сборки на мосту р.Акчим. (День 1, ~10 км)

Бабульки и организатор события – Елена – активно перемещалась по поляне, помогая собирать каты. Тогда я был уверен, что орг – самая шустрая баб Лена, а не Лена помоложе из хвоста салона, которая звонко запевала по душу каждого новичка её коллектива welcome-частушку на манер русских народных. Пока кто-то оперативно сварил вкусный куриный бульон, на этой же поляне и по ту сторону реки собирались еще 3 группы на катах. Вопрос «почему каты?» был открыт до тех пор, пока я не увидел ловкачей на связанных между собой суднах с прилаженным к хвосту моторам. В таком формате можно не напрягаясь покорить хоть 200км Карельских и Кольских озёр за неделю!

Никитос наотрез отказался «попасть» в гущу событий на кат с алко-авангардом и пристроил нас с Илюхой гребцами на судно к бабулям. Первые 3 км до устья Акчима тащили каты по каменистому дну. Вода в реках этого плоскогорья летом холодная и прозрачная как слеза. Практика показала, что неопреновых носков 2мм вполне достаточно, чтобы не заболеть. При входе в р.Вишера на устье вода слегка помутнела, но вид открывался многообещающий: природа здесь действительно впечатляет.

Спустя 5км вышли к скале Писаный Камень, за который баб Люда по левую руку раз 10 повторила «Эт ПИсаный! Какая красота!» Путь наверх занял минут 20 и стоил того: панорама завораживает, к обрыву хрен подойдёшь (стрёмно), каты на реке меньше муравьёв. Встав на воду и продолжив путь до первой ночевки, кто-то из старых обронил, что якобы на этом камне по правому борту есть рисунки, датой 8 тыс. лет до н.э. На мой вопрос подойти поближе, заценить, бабки парировали «Да че туда плыть. МЫ там УЖЕ были. А ты – потом загуглишь, в тернете всё есть». Ну ох*еть. Не буду вдаваться в детали своих аргументов «за», но кат таки пошел в сторону камня искать наскалки древних.

Через еще 5км встали на ночь по правому берегу. На средней хреновости поляне одноимённого камню урочища с наезженными в глине колеями чего-то грузоподъемного – ничего примечательного, кроме стола с крышей, 3х лавочек и кострища. Мои попытки исполнить тем вечером что-то на 6-ти струнной утонули в бездне голимой русской попсы из колонки и диких танцев баб Оли. Илюха минут 10 наблюдал как развивается этот экшн и веселья ради присоединился к ней устроить мясо на танцполе. Катя после 5го синего заземления с опрокидыванием лавочки, оглянулась на нас с вопросом «Я что, упала?» На что Иван ответил: «Ты, Катерина, не упала. Ты – пи*данулась!» Тем же вечером она доказывала нам, что может приготовить шикарный плов хоть из гречки. Дэн помню наливал, кивал и комментировал, что «мужики так не готовят». Так как собирать этот фулл хаус мне было совершенно ни к чему, я отвалился спать в 12. Смеркалось. В это время на севере края белые ночи. Кто бы мог подумать.

12 часов ретро-FM и ландшафтные эксперты. (День 2, ~ 30км)

Утро началось в 8:00 с многократных криков б.Люды, в которых крылось целеполагание на день: «Нам идти сегодня 40км! Или мы не успеем! Подъём! Подъём!» Сквозь сон я размышлял «Бабка, какие 40км?» Даже на байдарке эта дистанция смущала воспоминанияем с 10 до 18.00 на воде, а тут – перегруженный катамаран, который быстрее 4 км/час вёслами не разгонишь. Ближе к ночи мои опасения подтвердились. Кто-то из экспертов сварил казан смачного борща, а мы, залив в себя растворимого кофе, в 10.00 отошли от берега.

Природа – кайф. Белый шум из бесконечного диалога 4х бабулек до обеда не напрягал. А Семёновне я даже импонировал: закуривая очередную тонкую сигарку и вангуя какой-нибудь инцидент типа «Щас сядем на мель!», когда он случался, она, покрякивая своим скрипучим голосом, громко подытоживала «Экх! Яжговорила!» Б.Оля, мгновенно табанящая кат по резкой команде б.Люды с носа, весь день молчала – вчерашняя дискотека и возраст взяли своё. Параллельно каждая из опытных на борту раз в час указывала на какую-нибудь шикарную поляну и ведала легенду, как она круто стояла здесь с группой в мохнатом году. К слову, авторитет экспертов для меня перестал быть таковым, когда я узнал, что туризм вошел в их жизнь в 2008ом (я опоходился на пару лет раньше) и много дальше Пермского края они не выбирались (хоть и ходят по 5 походов за лето).

Тем временем, преодолевая многочисленные острова и периодически присаживаясь на мель, мы оторвались вперед от основной группы и подошли к посёлку Сыпучи. Меня в магазине кроме пива ничего не интересовало. Продавщица предлагала полакомиться последним куском копчёного сала из-под полы, но я порекомендовал ей его придержать – позже из наших кто-нибудь купит. По приколу взяли пачку риса, чтобы убедить Катерину, что плов в походе она готовить не умеет.

Не дожидаясь с горизонта мелькающих вёсел основной группы мы продолжили путь, под сплетни про родственников, друзей их друзей, а также золото- и алмазодобычу на реке в старые времена. Б.Лена фиксировала каждый поворот на фотик. Не доходя скалы Столбы, мы встали на перекус с борщом в ожиданием наших. За эти 3 часа бабки сломались – наших было не видно. Пока мимо проносились другие группы на катах, на берегу развивалась опера из укоров в сторону собравшей пьяный балаган орга Елены. Здесь же я подслушал, что на тех катах нет даже сырой картохи, не то что тушенки. А, еще ремкомплект – всё было у нас!

Спасибо Никите, он нащупал музыкальную волну этого ретро-FM: когда холивар из псевдоволнений за отстающих начинал меня конкретно кипятить и я, сидя на носу, весь день подтягивая кат то слева, то справа, повышал голос, чтобы осадить б.Люду, Никитос менял пластинку словами «А давайте лучше споём!» На что эксперты на пару минут прерывались и бессознательно затягивали хоровое «О-о-ой то ни вечер, то ни ве-ечееер..» и всё в этом духе. Поглазели в пути на Столбы, остановились подняться на Дыроватый камень. В это время к нам подошли какие-то два синебола на моторе с новостями, что наши в 20км выше по течению, все пьяные, никто не гребёт. Бабки узнали в них каких-то сомнительных знакомых, налили водки и проводили с богом.

В районе 20.00 нас догнал один из вымотанных голодных катов. Пока кормили их, нас обошли даже те группы, которые я впервые видел за 2 дня. Легко догадаться, что все ровные стоянки были заняты, время 21.00. Утыкаясь в каждую следующую потенциальную полянку, притопленную по щиколотку, я подшучивал над экспертами «А в каком году вы стояли здесь?», на что ответа я так и не услышал. Уже тогда стало ясно, что никаких 40км мы не прошли, а правое плечо подсказывало, что пора с этим челленджем завязывать.

По итогу, кое-как пристроивших в 22.00 на каменной косе между двумя группами, весело ныряющими в реку из растопленных бань, буквально через 10 минут встретили третий кат с громких хриплым хэйтом от Маринки в сторону орга баб Лены (вот оно как!). «Вы нас кинули! Вам вообще на нас пох**! Да что это за поход! Я на такое не подписывалась!» Хотя весь день на воде я слушал причитания, что это как раз с ними идёт орг Елена, сама их притащила, сама и справится. Наконец-то выяснилось, отставший кат дал трещину спустя пару гребков и латался какими-то отзывчивыми незнакомыми туристами добрых два часа, в связи с чем и открылось окно с опозданием.

Вечером, когда анаконда надела свой наряд, бабушки мудро сныкались в палатках без ужина, чтобы не раздувать конфликт. А мы жарили купаты и по настоянию Ильи пели песни у костра в узком кругу тех, кто смог пройти этот день и не опустить рук. Иван тестировал знания коллег из Лукойла вопросами типа «Сколько паскалей нефти добыла группа компаний за 2020ый?» и «Сколько в баре киллограмм?» Тем же вечером в потоке шуток ниже пояса выяснилось, что орг Елена будучи ведущим инженером по метрологии – сантиметролог, и ее рассказы про то, как она тусила на конференциях с авторитетными километрологами вызывают большое сомнение. А Ваня рассказал, что купил таки то сало в магазине, и даже собаку прикормил, о чем горько пожалел спустя 5 часов, сошкрёбывая остатки мяса и жира с тонкой кожуры.

Как судна получили свои имена, или «как надо было» распределить силы (День 3, ~20км)

Переместившись утром на левый руль отставшего вчера ката, я почувствовал - вот оно. За пару гребков мы поймали с Дэном дзен и кат с бабками остался далеко позади, хотя толкали его мы 80% времени вдвоём, иногда заручаясь точечной поддержкой разных гребцов спереди. Жалуясь Ивану, что названий у катов, как я ни старался, так и не появилось, сразу же получил обратную связь: «Вон тот с бабками – Дом престарелых, наш – Сантиметролог и её суетологи, Кракен, Совесть, мы тут каким-то боком, а третий – хрен пойми, я там до сих пор ни одного имени не запомнил».

План требовал подойти на поляну к 15:00. Утром кто-то ляпнул, что за каждый час ожидания будет капать по -500 рублей. По моим прикидкам встрять можно было на 3к минимум. В районе 14.00 на повороте у Вишерогорска я еще раз чекнул по геолокации сколько осталось до Красновишерска – 15км – что означало, мои расчеты верны. Но Дэн вовремя включился и успокоил мои ожидания «Ты чего, мы уже тут выходим! Вооон, видишь, пантонный мост». Групп у моста столпилось не мало и всё подходили. Плов от Катерины мы так и не увидели, получив 5 пригласительных посетить ее дачу в Полазне и убедиться в мастерстве воочию. Оперативно упаковав каты, мы тронулись в обратный путь, в котором нас застал мрачный грозовой шторм.

ИТОГО:

• Старческий возраст – далеко не критерий походной мудрости «эксперта»
  • Возможно, с дедами в походе было бы качественно веселее
  • Ландшафт и солнечная погода спасли моё хрупкое сознание от того, чтобы начать заливать в себя 40-ка градусные жидкости
  • Идти по такой местности и не встать на поляне с видом на скалу – конкретно этого хода группы я вообще не понял
  • Тучи оводов с окрасом пчел не знают пощады на Вишере – будьте готовы к этому
  • Связать каты и примостить мобильный мотор – реально!
  • Мои коммерческие походы начинают обретать градацию в зависимости от ценообразования на разных территориях этой страны
  • Перед тем, как собрать фулл хаус, оглянись, за тем ли столом ты сидишь
  • Через 3-4 дня после возвращения на работу каждому из нас прилетело по 1к кешбэка, то ли моральная компенсация, то ли благодарность – сложно сказать
  • И, как подытожил мероприятие мой друг Савва: "Твоя команда в этот раз похожа на матросов ада из Пиратов Карибского моря! xD"
contentmap_plugin

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!