Логичным продолжением похода 2011г на реку Уксунйоки стал маршрут на Северную Шую или Шую Беломорскую, как её обычно называют.

Мы наконец таки сменили транспортные средства и вместо ненадежных байдарок и лодок полностью пересели на катамараны. Мне приходилось и ранее сплавляться на К4, но К2 оказался намного интереснее и самобытнее. Команды быстро освоились после первых шивер, так что зачастую непроходимые для заводских байдарок пороги мы шли с ходу и не утруждались разгрузкой вещей.

Омут памяти или пять причин чтобы ответить "Да!" на вопрос "Поедешь?"

Когда ты натянул еще сухой неопреновый костюм, каску и спас жилет, вещи запиханы в гермомешки и привязаны к катамарану, судно уже спущено на воду... И вот он - первый Миг, когда ты садишься ( теперь уже ;) НА судно и делаешь первый гребок от берега... Момент ощущения свободы. Глоток свежего воздуха. Миг освобождения от суеты и повседневности... Это потом надо будет шарашить-табанить ....

Читать полностью отзыв Ольги


Маршрут: мост трассы М18 - село Шуерецкое

  • Протяжённость водного участка пути: 44 км
  • Даты похода: 2012 год, 5-10 мая
  • Заброска из Москвы - поезд до ст.Сосновец, далее на УАЗе 40км до моста М18.
  • Состав: 6 человек - 3 катамарана (гоша-2, тритон-2, тритон-2)

Планирование

Выбранная река хоршо освещана материалами в сети. Данных достаточно, чтобы составить детальный план с препятствиями и разнести их по карте. Как показала практика, все основные пороги, отмеченные на нижеприведенных картах, полностью соответствуют действительности. Часть из них даже видно на снимках со спутника от Яндекса по состоянию на начало 2012г.

Из особенностей для Северной Шуи нельзя не обращать внимание на уровень воды - у нас сложилось четкое мнение, что река исключительно майская... Если убавить 30 см воды, будет крайне некомфортно, все шиверы превратятся в натуральный шкуродёр.

Отдельное внимание необходимо уделить потенциально опасным препятствиям. Мы практически всё прошли сходу без осмотра и не разгружая вещи за исключением 3-х порогов:

  • Гранатовый (Пуло-порог) - его во многих лоциях рекомендуют обносить, но в большую воду для катамарана это наоборот отличный атракцион.
  • Большой Падун - очень широкий с большим выбором линий движения. Много катались - повезло с погодой.
  • Щелиный (Зигзаг) - единственный на реке порог, формирующий серьёзную непроносную бочку. По рассказам, здесь часто гибнут люди.

Колян и Серега; Кат-2 (Гоша)

Поход удался! Я вспоминаю как ровно год назад мы вернулись с Уксуна - потрепанные, с ощущением что "не доработали", что "транспорт не тот"... В этот раз все было иначе - не одного киля! И пусть в первый день шел снег, а весь второй день мы шли под дождем - все компенсировалось погожими солнечными часами и божественной погодой на антистапеле.

Пороги Беломорской мне понравились - живописные Сосновый и Большой Падун, настораживающий Зигзаг и дружилюбный Гранатовый. За эти 4 дня мы встретили всего 2 группы на реке - обе из числа постоянных посетителей, в основном из Архангельска и Беломорска. Ребятам спасибо за теплые эмоции, горячий чай в ненастье и приглашения посетить карельскую баньку ;). Да, и чуть не забыл - на одной из стоянок мы забыли насос, от души, что нашли и не позволили ему пропасть навсегда!

Рамиро, дружище, привет тебе и жене твоей Лене от всей компании, ибо тот "СТРОПОРЕЗ" который она подарила тебе на ДР не давал покоя нам с первого дня, ты не представляешь себе какая это незаменимая вещь! (c) Колян

Саня и Ольга; Кат-2 (Тритон)

Поход в Карелию становится настолько близким и родным, как в детстве ежегодная поездка в деревню к бабушке на все лето. В мае ты уже начинаешь предвкушать свой летний отдых в деревне (с января уже начинаешь плотно планировать поход). Позади остаются школа и бесконечная череда уроков (работа и пробки на дорогах). Впереди ожидает встреча со своими деревенскими друзьями (друзьями-походниками. Парни, огромный привет. Олечка, тебе отдельный бонжур=), которых ты не видел с прошлого лета. Ни с чем не сравнить эти ощущения.

Третий год подряд посещаем великолепную Карелию. С каждым годом эти места становятся все роднее и роднее. Уже знаешь точное место встречи на Ленинградском вокзале, лица проводниц и начальника поезда уже мило улыбаются. Даже в плацкарте не чувствуешь суточного переезда, уже знаешь в каком магазине в Петрозаводске можно купить необходимые продукты, а на ж/д станции прибытия тебя обязательно ждет добрый человек, с замечательными историями, который довезет тебя до места первой ночевки…

Отличительной чертой данного похода, к слову сказать, эта первая ночевка и являлась. Лежал снег. Добротный такой слой снега. Но впечатления от снега сразу же отошли на второй план, как только мы прошли первый порог на КАТАМАРАНЕ. Это праздник какой-то. Идешь на нем так, что чувствуешь себя настоящим адмиралом. Пару раз пытался смоделировать прохождение этих же порогов на байдарке … не смог себя заставить думать о фатальном апокалипсисе больше двух секунд. Пороги замечательные, прохождение комфортное. Стоянок не много, но есть очень даже достойные. Одна из таких, стоянка на пороге «Сосновый», например.

Все мысли уже о следующих походах, ведь так много еще мест, которые обязательно нужно посетить. И на севере, и на юге, и на востоке, одним словом, #ОккупайВалдай и другие места, где есть реки для сплава. (c) Саня

Алик и Диман; Кат-2 (Тритон)

Отправлено: 22 марта 2012 г. 13:47
Кому: Nikolay Shadchnev
Тема: Re: Билеты в карелию, СРОЧНО ПОКУПАЕМ!

Колян между делом говоря - я охренел нам оказывается сутки ехать! Это ж мы куда забираемся - ого-го! :)
Мы половину жратвы в поезде сожрем и половину водки выпьем!
Такой продолжительной заброски у нас, кажется, еще не было. (c) Алик

Заброска. Стапель у моста М18

Данный поход планировался и готовился удаленно, поэтому заброска для нас приравнивалась к первой встрече чуть ли не после прошлогоднего похода! Мне повезло добраться до Белокаменной за 1 день до поезда, рюкзаки были собраны ещё 2 недели назад во время апрельского отпуска. Напарник Серега прибыл в столицу утренним самолетом, а вечером в 20.00 мы отправились на Ленинградский. По моему настоянию "трансфер" до вокзала организовали пешком, по старинке - один рюкзак на спину, один на грудь, в руках рама/весла от ката… Троллейбус, метро - оказалось, нет ничего невозможного! Приятно было вспомнить молодость.

В поезде 382А Москва-Мурманск ехали с удовольствием - за 23 часа каждый успел рассказать, что случилось за последний жизненный отрезок. Удачно выкупленные билеты в плацкартном купе + боковушки позволили нашим дискуссиям продолжаться до глубокой ночи. Помнится мы с Аликом долго выясняли истинные определения терминов "Заказчик", "Партнер", "Товар" и "Услуга" ))).

Вечером следующего дня прибыли на станцию "Сосновец" - по графику стоянка 1 минута. Мы как бешенные выгружали вещи, торопились, а потом ещё 15 минут ждали пока поезд наконец то отъедет, чтобы перейти пути… Что значит в нашей стране все идет само собой, а не по расписанию.

На станции "Сосновец" нас встретил д. Леша - местный перевозчик, контакты которого мы нашли в интернете: Алексей Минин. Заброска туристических групп со ст. Беломорск, Сосновец на реки Карелии: Тунгуда, Охта, Сума, Северная Шуя; Контакты: (81437) 5-39-79; +7 921 7011711; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Нам он очень понравился, потому рекомендуем всем как надежного и добросовестного "партнера" на УАЗе типа буханка с вместительным крытым прицепом!

У моста М18 поляна конечно большая, но 90% её составляет лужа, покрытая слоем снега местами в колено толщиной. Нас успешно приютил небольшой островок с соснами, где удобно было организовать тент - с вечера же начался дождь, который к утру логично закончился снегопадом. Утро и в целом сбор катамаранов прошло без приключений, если не считать знакомство с инспектором ГИМС - Михалычем, который оказался весьма интерактивным и записал переговоры с туристами на предварительно скрытый диктофон и видеокамеру.

Ходовой участок до порога Сосновый

Я бы разделил данный пролет на 2 части - относительно спокойную длинную первую и более активную короткую вторую. Первая часть по многим лоциям из интернета характеризуется "горелым лесом" вдоль ПБ, который тянется чуть ли не 15км. По факту, от горелого леса остались редкие обугленные деревья, едва отличимые от поросли березняка даже весной, когда листьев нет вообще. Берега, тем не менее, действительно малопроходимые. В начале маршрута мы встретили много относительно свежих широких просек, а в районе стапеля активно велись работы по вырубке леса.

Первые редкие шиверки и перекатики проблем не доставят даже байдаркам. К числу таковых я бы отнес и порог "Директор", который почему то указывается во многих лоциях, но по сути представляет типичный невысокий водослив. Чем дальше, тем шиверы становятся мощнее, увеличивается протяженность. Отдельные 300-400 метровые хорошо описаны лоциями, русла зачастую завалены камнями - по нашим оценкам, в низкую воду данные участки представляют ужасный шкуродёр…

Активная часть представляет собой серию небольших близкорасположенных шиверок/порогов Слива, Ремиз, Банзай, в конце которой расположен порог Сосновый. Осмотр этих препятствия в среднюю/высокую воду для катамаранов вряд ли будет полезен - всё легко читается с воды, так что даже наша группа новичков проскочила без проблем. Фотографий с этого участка нет, так как приходилось работать веслами - единственное запечатленное место, где мы останавливались, чтобы подождать отставших - порог "Слива", который начинает серию препятствий вплоть до "Соснового".

Порог Сосновый

До "Соснового" мы добрались часам к 18-19. Я видел этот порог на фотографиях по отчетам из сети и знал что никаких проблем быть не должно, поэтому после серии подготовительных порогов Слива, Ремиз, Банзай было принято решение проходить "Сосновый" без осмотра и не разгружаясь - с ходу. Финальное препятствие дня понравилось всем! С одной стороны - достаточно высокий общий перепад уровня, мощные валы, затяжной левый поворот, а с другой - отсутствие серьезных бочек и дружелюбный разлив с красивым сосновым бором в конце, это не передать словами, особенно после утренних сборов, стапеля и 4-х ходовых часов…

Мы с Серегой шли на "Гоше" - он без проблем накрывал все валы "Соснового" и легко управлялся внутри порога, следом за нами пролетели ребята на "Тритонах" - так же гладко и без проблем. Стоянка в сосновом бору пустовала, поэтому быстро разгрузив вещи, устроили небольшие вечерние покатушки на пороге. В конце пасмурного дня небо очистилось и вышло солнце, Карелия радовала и природой и погодой!

Спустя час до порога добралась ещё одна группа в большей степени местных "Беломорских" ребят - они традиционно ходят на эту речку в паводок. Коллеги поделились интересными фактами о стоянке, которая является чем то вроде местного архива оставленных вещей, новостей, записей … Действительно, место живописное - в одном бору более 3-х отдельных полян и именно здесь, как правило, организуют дневки проходящие группы. У кострища на одном из деревьев была закреплена специальная 5-литровая пластиковая бутыль, в которой герметично лежал дневник с "хроникой". Мы с интересом прочли записи былых дней и оставили свои.

Казалось бы просохшие за вечер вещи и палатки, ранним утром начал подмачивать предательский дождь. Завтрак и сборы прошли под тентом, а дождь всё расходился не на шутку - нас ожидал "промозглый" ходовой день! На последок мы ещё с десяток раз прокатали "Сосновый" и разогретые адреналином под весело падающие с неба капельки воды отправились в путь.

Порог Гранатовый (Пуло-Порог)

От "Соснового" до "Пуло-Порога" мы шли часа 2 часа под проливным дождём. Река в основном спокойная, за исключением 2-х описанных в лоциях точечных препятствий - порога "Московский" и "Предбанник".

Охрененно промокших под холодным весенним дождем первым нас встретил порог "Московский". Начинается за одним из правых поворотов с замечательного слива и мощной проносной бочки, шум от которой хорошо слышен заранее. Перед порогом удобно пристать к ЛБ и сходить на 10м вперед осмотреть первую бочку, чтобы с дуру не влететь на камни по низкой воде - я, по крайней мере так сделал. После беглого осмотра вход очевиден - по центру, порог похож на знаменитую "Лестницу" на Мсте. Общая длинна порога около 300-400м, при этом последние 90% - это мощная шивера с обилием камней то справа, то слева… Фотографий описанного участка нет, ибо дождь колотил нас по полной программе.

После "Московского" мы согрелись и налегли на весла в ожидании знаменитого Пуло-Порога. Непосредственно перед ним расположен "Предбанник" - шли сходу, ничего особенного. А вот Пуло-Порог или Гранатовый с виду вызывает и уважение и необходимость разгружать вещи. Нам повезло, на пороге дневала большая группа ребят из Архангельска, которые в дождливый день решили лагерь не снимать, а наоборот сделать баньку и хорошенько отдохнуть. Порядком околевших, нас здесь напоили горячим чаем и поделились опытом прохождения порога. Действительно, грозный с виду 2-2.5 метровый слив и бочка вдоль ЛБ очень легко промывается и выносит не кильнув даже каяк. Катамараны прошли легко. Единственный опасный момент представляют острые камни на дне порога, которые обнажаются в низкую воду - для байдарок это стоит учитывать. Достопримечательностью "Гранатового" являются, конечно же, Гранаты - ребята направили нас на остров слева от порога, там действительно полно редких кристаллов Граната, которые мы с удовольствием набрали в домашние коллекции.

Ещё раз спасибо радушной компании за приглашение остаться на ночевку у Пуло-Порога, но мы отправились вперед к Большому Падуну, соблюдая намеченный график. Через полчаса наконец то закончился дождь, зеркало воды словно заледенело и мы спокойно продолжили путь.

Порог Большой Падун

Вечером мы оказались у Большого Падуна. Нас предупреждали, что стоянка здесь заболочена и не приглядна - это правда, но чтобы пережить одну ночь вполне сгодится. Для справедливости нужно заметить, что полян вокруг Большого Падуна несколько - в начале, в конце и ниже по течению. Мы не стали штурмовать порог с вечера, разбили лагерь, просушились и отлично выспались!

Утром погода радовала - дождя нет. Перетаскав вещи, начали штурм. Вдоль порога по ПБ проходит накатанная дорога, по которой легко перетаскивать вещи и катамараны для повторного прохождения. На "Большой Падун" мы потратили часа 2 - порог всем пришелся по душе! Широкий, красивый, с водопадными сливами и высокими валами, при этом достаточно длинный по карельским меркам, чтобы прочувствовать и насладится вдоволь. Основная линия движения - заход вдоль ПБ, потом резкое смещение к центру и далее по главной струе. Самая интересная конечно же первая ступень, но по факту мы катались со входом и по центру, и вдоль ЛБ. Самый спокойный проход - по центру, но там мелко - валяются деревья, камни… Самый интересный вход вдоль ПБ - здесь можно красиво прыгать, если смещаться подальше от берега. Заход вдоль ЛБ - представлен серией бочек, зато дальше появляется хорошая возможность ради разнообразия влететь по центру второй ступени.

Порог Щелиный (Зигзаг)

Пообщавшись с обеими группами на реке, мы сделали один вывод - "Щелиный", как самый роковой порог, представляет наибольшую угрозу жизни, что неоднократно доказывал на практике. Говорят, людей, оставшихся в бочке Щелиного, зачастую не удавалось найти вообще - были случаи спас-жилеты срывались и тут же хоронило.. Собственно, по этой причине мы отнеслись к прохождению аккуратно - не пробивая основной котёл, прорывались вдоль ПБ. Нужно отметить, что прохождение вдоль левого берега, хотя на первый взгляд может показаться проще, по факту приравнивается к вхождению в котёл, поэтому этот вариант мы достаточно быстро отмели.

Основная группа из Архангельска на данном пороге выполняла трудоемкий обнос, отметив что "не хочется портить весь поход из-за одного препятствия на реке". Мы полностью согласны с позицией, но снаряжение вполне позволяло рискнуть и не обносить по крайней мере катамараны. Коридор вдоль ПБ по нашей воде представлял 3-4м в самой узкой части, попасть в который - главная задача. По факту оказалось не так уж сложно, но при большем уровне воды данное мероприятие наверняка опаснее.

Антистапель на холме

Рекомендуем - отличный холм перед селом Шуерецкое! Вы его не перепутаете, ведь именно от него видно первый дом деревни. До самой станции от сюда чуть более 1 км. Ранее этот холм был насыпью для моста, вдоль него идет проселочная дорога к реке. Здесь можно жечь костры и т.п., ближе к деревне почва по большей части - торф, с огнём работать опасно.

Я не знаю чем мы заслужили такую божественную погоду на антистапель - все облака разбежались, солнце просто испепеляло, средний ветерок! Это чудо, все вещи высохли за 1-2 часа. Мы приготовили суп с чечевицей, потом пасту с томатами, мне даже чуть не показалось что антистапель - это самый эффективный день похода, спасибо погоде!

Поселок Шуерецкое

Ребята ходили в поселок - живописно, но магазин нам в праздники никто не открыл, сославшись на то, что заявленная сумма покупки (2 водки, хлеб, шоколадка) - нерентабельна! Во как! Проходящий поезд на Москву, на который у нас были билеты, отправлялся в 9.00, поэтому чтобы не тащить вещи по огромным лужам, Алик Джан тут же договорился о комфортном трансфере на бортовом УАЗе.

Домой: на поезд Мурманск-Москва

Дорога домой заняла 25 часов. Мы открыли для себя интереснейший сервис - пицца к поезду! Посмотрев заблаговременно в мобильном интернете доставку пиццы в г.Петрозаводск, мы заказали данную услугу. Как то никогда не приходило в голову - очень удобно и вкусно, доставляют по времени прямо к вагону!

P.S. На обратном пути в поезде каждый бредил продолжением - новыми маршрутами. Рассуждали об Алтае, Кавказе, Киргизиии.. Саня между делом вспоминал Байкал. Несомненно, многим позитивным моментам этого похода мы обязаны правильно выбранным сплавсредствам - катамаранам. Вряд ли кто то из этой компании теперь захочет ходить на байдарках и в этом осознании есть что то правильное и закономерное. Можно уверенно констатировать - горизонт новых возможностей открыт!

По традиции предыдущего Ууксунского послесловия будет наверное неправильно не обозначить следующей походной цели. Не без помощи бывалых наставников, за неледю после Беломорской такая цель успела не только родиться, но и крепко закрепится в моей голове - это речка Ока Саянская. Скрестив пальцы я верю, что ждать нам осталось не долго!

contentmap_plugin

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Подробнее

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!

Подробнее