Надо сказать, что в сплав на эту реку я хотел отправиться с тех пор как не сумел присоединиться к Колиному походу по Уксе в мае 2011 года . С тех пор я изучил множество фото и видео материалов, предоставляемых сетью интернет, что еще больше укрепило меня в желании отправиться в данную авантюру ....

Параллельно с подготовкой к походу я хотел сменить работу и характер деятельности с ИТ-поддержки и ИТ-инфраструктуры на ИТ-проекты. Также готовился и проходил несколько собеседований на данные позиции.* Поэтому отчёт будет стилизован под отчет о проекте (чем поход, по сути, и является). Как оказалось, смешанный подход из моделей Waterfall (водопад, каскадная модель) и Agile («Аджайл», не путать с многоуважаемым Агилем) достаточно удачно позволяет реализовать все подготовительные этапы, и непосредственную реализацию.

Планирование, сборы

Энтузиазм, поиски команды, перегорание, первые ошибки и прочее

Итак, промечтав об этом 6 лет, я наконец то обрёл понимание и уверенность, что мы сможем реализовать данное приключение, собрать команду, подготовить необходимое снаряжение, накопить необходимое количество подкожного жирка для защиты от холодной Карельской воды.

Как сейчас помню, это был февральский понедельник, совесть, ответственность и рабочее настроение, последний раз жалобно хмыкнув, были безапелляционно задвинуты в чертоги разума Духом Приключений. Я закрыл почту, отключил телефон, включил «ютьюб» и открыл Колин отчет…

Проект: Майский сплав по реке Уксунйоки, мост Р21 - с.Ууксу

Команда:
  • Дима – организатор
  • Вадим – организатор
  • Задача собрать еще 10 человек для формирования 4-х экипажей (2-шка, 2-шка, 4-ка, 4-ка)
Сроки:
  • Первые майские праздники с учётом апрельских выходных и одним дополнительным отгулом
  • Старт – 28-е апреля, пятница, финиш – ночь с 2-го по 3-е мая

Напутствие от Коли:
«В Вашем случае будет такой Карельский ПВД, думаю, что здорово всё получится!»

Финансовая сторона:
  • Сделать поход максимально доступным (например, до 10 000 рублей), т.к. новичкам помимо стоимости похода придётся покупать собственное снаряжение
Ресурсы:
  • Собственная база туристического снаряжения
  • Колины ресурсы
  • Доп. задача доукомплектация команды всем необходимым, в том числе на основании чужого опыта и прогнозов по реке
Дополнительные условия/ограничения:

Данный подготовительный этап можно разделить на два основных под-проекта, которые должны были быть реализованы двумя параллельными спринтами (циклами разработки):

  • Поиск команды
  • Снаряжение команды (без учёта личного оборудования)

Я не включаю сюда дорогу по следующей причине – я выбрал заброску «от двери до реки» на комфортабельном микроавтобусе с вещами в прицепе, т.к. это выходило дешевле, чем на поезде + газель, а также, потому что собрать новичков из разных городов, в организованности которых ты не уверен, на вокзале, с вещами, в чётко обговоренное время могло быть не просто.

Выбрав такой тип заброски, я позвонил нашему логистическому компаньону Владимиру, мы обговорили с ним дальность, сроки и сошлись на привлекательной цене (вы уж поверьте, для изначально планируемых 12 человек цена выходила очень заманчивой – от дома до реки и обратно дешевле 4 000 рублей с носа).

Но вернёмся к нашим баранам (не подумайте, что я про команду, это же просто фразеологизм).

Закупить снаряжение оказалось проще простого – заказ в Рафтмастере, шопинг в ВВ (спасибо КиТам), пара вылазок на Экстрим – и вуаля, мы под завязку забиты туристическим шмотом, включая спасы, каски, умывальник, тенты, мультитулы, титановый кан, и огромную сковороду для болоньезе и блинов.

А вот с командой оказалось сложнее. Если честно, на этапе подготовки я даже думал, что потом буду рассказывать людям, что самое сложное в этом походе будет вовсе не пороги на реке, а поиск людей (если б я знал).

Люди отваливались по абсолютно разным причинам:

  • «жена не отпустила в столь опасное путешествие»
  • «ты знаешь я больше люблю тёплые ламповые звук походы со своими»
  • «мой отказался трястись 12 часов в автобусе»
  • «уезжаю в Крым, поехали лучше со мной»
  • «А вода же там холодная и грязная, а вдруг она ТУДА зальётся»
  • «У нас с тобой неустранимые разногласия» - «ну, окей, ты не едешь»
  • И всё-таки многих пугал это северный край, более всего своей суровостью

Из расчётных 12 человек (в этом количестве я почему-то был мега уверен) у нас осталось только 8 энтузиастов, включая нас с Вадимом. Радовало то, что в них мы могли быть уверены как в самих себе, т.к. одной ногой они уже точно увязли в этом предприятии – купили себе гидрокостюмы, заказали на «али» гермов, рюкзаков и прочего.

Команда:
КтоОпыт
Дмитрий Мста (3 раза), Лемеза, Инзер, Полометь, ПВД*
Валера Без опыта
Роман Мста
Ольга Без опыта
Александр Без опыта
Филипп Лемеза, Инзер, ПВД
Вадим Мста (3 раза), Лемеза, Инзер, ПВД
Василина Мста, Лемеза, Инзер, ПВД

* Поход Выходного Дня

Справедливости ради надо упомянуть подготовку еды. Изначально у нас был отдельный профессиональный разработчик меню, результатом работы которого стало меню, включающее в себя различные экзотические позиции типа круасаны с копчённым сыром и овощами, фунчозу с креветками и прочее. Общий бюджет на еду спустя какое то время начал равняться бюджету заброски.

Буквально за неделю до старта мы получили известие, что шеф-повар похода не сможет принять в нём участие и сия задача упала на хрупкие плечи Василины и немного на мои. В спешке и по аналогии с предыдущими меню нам удалось сократить на бумаге расходы на еду на 30%.

После составления списка провизии мы отправили за ней единственно свободного участника – Валеру, который умудрился «порезать косты» еще на 50%.

28-го апреля в чат мы получили отчет (с фото), что все готовы и осведомлены, что надо выдвинуться из Москвы в Конаково в районе 17-30, чтобы не попасть в первомайские пробки из дачников на Ленинградке. Мы с Вадимом, Василиной и запасным веслом выдвинулись на электричке, которая прибывала в Конаково в 20-13.

Из ошибок могу выделить слепую и ничем неподкреплённую уверенность в участии 12 человек, которая стоила мне денег – части предоплаты за наёмный катамаран 4-ку, оказавшийся ненужным.

Встреча команды

Вечерний Конаково, «оптимистичный» дождик, «miscommunication», старт

Конаково встретил сумраком, тёплым, но интенсивным дождём, и папой своём Ford-е. Около 21-00 все отписались, что они дома, а к нам приехал Филипп, которого мама тут же посадила «наедаться на дорожку». Изрядно подкрепившись, мы поставили его «коня» на стоянку, запрыгнули в Ford и поехали на склад снаряжения встречать микроавтобус (тоже Ford, но большой) нашего логистического провайдера.

Владимир был точен как часы, ближе к 22-00 вещи были загружены в прицеп. Однако, выяснив, что нас осталось 8, он настоял, чтобы мы сменили большой Ford Transit на Wolksvagen Transporter. Эта смена отняла у нас еще около часа, который мы простояли около дома моих родителей за разговорами о дороге и их наставлениями о безопасности.

Финальным временем отправления можно считать 23-30, то есть с опозданием 1 час 30 минут от первоначального плана.

Дорога

Не дорога, дорога, остановки, неожиданности

Состояние «не дорога» имеют все асфальтовые покрытия в городе Конаково и Конаковском районе. Слава богу, ямы остались поджидать своих жертв в темноте и сырости Конаковской трассы, а мы вылетели на Ленинградку, впереди было около 1000 км пути.

В дороге мы в основном ели (вкуснейшие огурчики, мамины котлеты, пирожки) и немного пили, это была алкогольная ретроспектива – Вересковые Брусничная, Клюквенная и прочие настойки.

Редкие и смутные остановки ночью, и более частые и странные остановки в Питере и после. С каждой остановкой становилось прохладнее, и всё сложнее было теплить в душе надежду, что «вот-вот, эта та самая погода и температура, которые ждут нас на реке». По мере приближения к цели сугробы на обочинах становились всё больше.

Если честно, то описание красоты этого северного края может длиться очень долго – эти потрясающие сказочные леса, в глубине которых притаился дикий дух и тайны природы, эти пересечения звенящих по камням северных речек, подтачивающих берега и съедающих прибрежные сарайчики поселенцев, даже небо там другое – хмурое, глубокое, вопрошающее тебя: «Зачем ты пришёл в мои края?» Иногда дорога врезалась в небольшие скальные гряды, пестрящие гранитом, и добавляющие суровости этой стране.

Коротко скажу, что даже единственный грунтовый участок Карельской дороги был стократ лучше Конаковской «стиральной доски» с прорехами в полотне.

….

Не поверите! Мы встали за 4 км от Автомобильного моста через Уксунйоки, места нашего стапеля. 4 км, Карл! Заглохли! У нас кончился бензин! Неее, всё не так трагично, некоторый запас бензина был в прицепе, он был спешно залит в бак и ….ничего. Крутился стартер, а машина молчала. Все проверили свои телефоны – связи не было ни у одного из операторов. Парни вылезли из автобуса «стучать по колесу» и «проверять давление в шинах», я сходил в лес, померить глубину сугробов, по возвращении нашел всех в том же положении. Судорожно роюсь в памяти, вспоминаю имена Карельских богов, которым надо молиться перед дальней дорогой. Спустя 5 минут машина завелась, как ни в чем не бывало. И еще через минуту мы были на мосту.

Итого: вместо расчетных 12-14 часов взятых с запасом, дорога заняла у нас около 15-16 часов, учитывая позднее отправление в 23-30, на реке мы были в 16-00 (вечера). То есть с опозданием на 3 часа от плана. Оглядываясь назад, не могу сказать, что это что-либо изменило в нашем графике, но кто знает…

День НОЛЬ (потому что не день первый)

Нам бы день простоять да ночь продержаться

Счастливые все отрывают своё затекшие задницы от сидений автобуса и бегут к реке! Краем глаза замечаю две коммерческие группы 20 и 30 человек, собирающих катамараны на речной обочине. Мысленный радостный «Физкульт-привет!» пока глаза не натыкаются на поверхность реки «Бл..ь!»

Л-Ё-Д! #вротмненоги #немаймесяц #лёд

Поверхность реки, куда хватает глаз, покрыта серо-белым подтаивающим льдом. Лёд, и к черту все 10-летние прогнозы «Гисметео» о том, что температура на майские на реке неуклонно растёт, обеспечивая туристов хорошей погодой и отличным уровнем воды. Лёд, и можно забыть о всех планах и графиках. Холод – и развлечение превращается в игру на выживание.

Немного пришибленные диспозицией мы возвращаемся в машину и принимаем решение, теплее одевшись, начинать разгрузку и ставить лагерь.

Валера находит отличную свежеоставленную стоянку с очагом, сидениями и небольшим запасом дров. Принимается решение приготовить горячий обед для повышения духа команды. Мы разбились на две группы - таскаем вещи в сторону очага и раскладываем катамараны по большой обочине. Ветра в ложбине почти не было, так что начало было комфортным.

Но Карелия не была бы суровым краем, если бы не случилось то, что случилось!

С-Н-Е-Г! Большой, сука, мокрый, огромные хлопья, которым обычно радуешься осенью или зимой из окна, пока камин трещит за спиной. Но нет этот снег не вызывал никакой радости. Покрывая минута за минутой равномерным слоем дорогу и обочины, он вызывал чувство, схожее с отчаянием.

Сборка катамаранов из весёлого и непринужденного изучения инструкции и сборки методом проб и ошибок начала превращаться в пытку. Сначала пальцам было просто мокро, потом они стали деревенеть от холода. Строительные перчатки выручали первые 5 минут, потом они намокали и становились бесполезны. В этой ситуации мы собрали рамы всех 3-х катамаранов и начали пришнуровывать их к оболочкам. Остановились только тогда, когда к снегу добавился дождь и мы, оставив катамараны, забрались у костра под тент.

К этому времени девочки начали приготовление обеда, а свободные ребята затащили на сухое пятно все распакованные вещи.

Надо отдать должное нашему водителю – Владимиру, он был с нами до момента принятия РЕШЕНИЯ.

Вводные данные для принятия решения:

  • Лёд на реке (по сообщениям от доброжелателей вокруг – до Розового Слона)
  • Снег/дождь в воздухе
  • 2 группы ушли по льду
  • 1 группа развернулась и уехала с реки
  • 1 группа ждёт друзей на байдарках (!) с верховий Уксуна для принятия собственного решения

В данной ситуации команда ложно поверила, что у неё есть альтернативы сплаву. Владимир предложил разворачиваться и ехать домой «всё бывает». Но мы, посовещавшись, решили не догонять график и не рваться на ночь глядя сквозь снег, не пойми куда. Мы остались ждать погоду! Если завтра не будет осадков, мы быстро пакуемся и едем домой.

Смирившись с данной мыслью, мы отпустили Владимира, уговорившись, что 1-го мая у нас контрольный созвон по поводу уточнения нашей дислокации и утверждение времени встречи на антистапеле. Он, сделав нам ручкой, улетел в метель в сторону посёлка Ууксы.

Мы же оттащили каты в стопку рядом с лагерем и начали готовиться к первой в жизни (в моей точно) зимовке.

А погода лютовала – в сумерках порывы ветра стали казаться еще более свирепыми, а хлопья снега похожими на белых воробьёв. Неумело (по неопытности) поставленный тент ловил этих воробьёв и накапливал большими пузырями, угрожавшими лопнуть. После переконфигурации навеса, одна из сторон стала саморегулирующейся системой – накапливая полведра осадков, она автоматом сливала их на край поляны, вторая сторона всё еще требовала вмешательства человека.

А лагерь жил своей жизнью, из портативной колонки играло что то бодрое. От костра пахло самым вкусным блюдом на свете – гречкой с тушенкой. Распаковали папин подарок – киловатный генератор, 2-х литрового бака которого хватало в эконом режиме на 5-6 часов подачи электричества. Правда у меня так и не получилось его завести – это сделал самый мощный человек нашей команды – Рома, уже потом, подглядев направление и силу рывка, я понял, как надо дергать стартер.

Итак, мы прогнали тьму, и вечер заиграл новыми красками. Впрочем, вру, кроме белой других красок не прибавилось. Прибавилось гречи в животе, овощи и фрукты добавили необходимых витаминов, а настойка и другой алкоголь добавили отчаянному приключению фатализма и веселья. Потихоньку, все начали расходиться по палаткам – нужен был отдых после длинной дороги и неожиданной атаки холода. А где то в далёкой Москве были первые тёплые выходные…+20.

Поторчав у костра с час и отправив весточку богам Калевалы, я отправился спать.

День первый

#СлабоумиеиОтвага #Богиуслышали

Когда утром просыпаешься от тишины – это здорово. Но нет, не только потому, что ты выспался. А потому что дождя и снега больше нет! Хотя не скрою, впервые за походный опыт выбирался из спальника с неохотой – он был тёплый, мягкий, уютный – новенький, рассчитанный на температуру комфорта -5.

Но, надо было выбираться.

На улице ждала прохлада и влажность талого снега. Вадим трещал топором, готовя дрова для костра. Думал минут 5 и не вспомнил завтрак первого походного утра. Помню, что мы набрали литров 10 молока «на блины» (АГА) и поэтому вся утренняя каша была очень вкусна. Позавтракав, я с Шуриком и Валерой, отправился по дороге на холм, искать сотовый сигнал. Сразу скажу, Пчелайн так нормально и не заработал на всём нашем пути, и даже в Карелии он не везде ловил. Почти везде средством связи для всех служил мой корпоративный МТС. Отзвонились всем, кому было нужно, я доложил родителям, что у нас всё хорошо - «тепло и сухо», справился о Владимире, оказалось, что он обустроился в финишном посёлке.

Вспомнил, допишу - это был единственный раз, где мы использовали рации, которые в количестве 4-х штук взяли в поход.

А, еще вспомнил, не смотря на отсутствие осадков утром, в лагере всё еще бродили настроения «а поехали» домой. Масла в огонь добавлял участник соседней Питерской команды, который бродил около нас и подначивал «ну что, когда домой?» Поэтому еще один звонок я должен был сделать Владимиру и спросить его, как долго ему будет ехать до нас. Тот звонок я так и не сделал. В последствии мы скажем в лагере, что не смогли дозвониться…

Пара фоток на памятном камне у дороги и мы мчим накачивать катамараны и сворачивать лагерь.

«Недоступность» водителя окончательно склонила чашу весов в пользу сплава/схода по реке. Все приступили к упаковке гермов. Вообще муторное занятие – из хаоса пакетов, сумок и свертков рождать порядок баулов и драйбэгов. Но мы справились с этим и навьюченные за несколько подходов спустили всё к реке. Забавно, наш лагерь перешел к вновь прибывшей команде, поэтому мы даже костёр не тушили, просто убрали за собой мусор и отдали ключи от поляны.

Итак, экипажи:

  • «Летящий» - Валера и Дима
  • «Антонио» - Вадим и Василина
  • «Семья» - Филипп, Шурик, Роман, Ольга

В опасных моментах на льду, требующих грубой мужской силы, Василина перебиралась на 4-ку и Вадим преодолевал препятствия с Шуриком.

Мы с Валеркой упаковались первыми и спустили кат в полынью под мостом для пробных гребков. Лёгкое возбуждение – всё-таки это так здорово, снова оказаться в родной стихии. Вода тёмная, глубокая, даже на этой ровной части реки быстро несущая льдинки, веточки и прочий мусор. Попробовали с разбегу наскочить на льдину. Забегая вперед скажу, что с любого разбега дальше места начала крепления гермов забраться с ходу не получалось. Сделав пару кружков, мы вышли на первую большую льдину.

Алгоритм следующий:

  1. Разбег
  2. Наскок на льдину
  3. Максимально заталкиваем кат вёслами
  4. Первый выбирается на лёд (обязательно держать за кат!)
  5. Подтаскиваем кат еще на 1,5 метра
  6. Второй выбирается на лёд
  7. Затаскиваем кат и тащим по льду до следующей полыньи

Написать это было гораздо проще, чем сделать – края льдины норовили обломиться под ногами. А мы сидели на первой льдине и ждали остальные экипажи.

Прыг-скок катамаран-льдина, 4-ка на льду, а спустя 5 минут на льду были и Вадим с Василиной.

«Как формула 1,» - сказал Валера, на звук трения катамарана о лёд. Эдакое неназойливое жужжание разного тембра. Правда, скорость наша была далека от гоночной. Эту, ледовую, часть пути я бы разделил на:

  • Протока до пор. Мостовой
  • Порог Мостовой
  • Плёс после порога мостовой
  • Несколько километров льда после

На первом участке мы приноравливались, учились отличать крепкий лёд от наста и наносных льдин, отрабатывали алгоритм действий и страховки. Это было интересно и очень медленно (скорость прохождения льда вообще не изменилась до самого конца).

Порог Мостовой лично мне очень понравился, препятствие, да еще и с поворотом, к тому же совсем не страшное и быстрое.

Страшное началось следом, мы уткнулись в очередной лёд после порога, запрыгнув на очередную льдины я сошел на лёд и…провалился, просто и тихо ушел по грудь в ледяную воду, еле успев схватиться за ручки на кате. И вроде бы адреналин, и вроде бы смешно, только вот ноги в старых 5 мм начинают тут же замерзать, а неумолимое течение настойчиво тянет тебя под льдину. Я боролся со льдом и забирался на катамаран, наверное, с минуту. А группа вышла на плёс, забитый как раз теми обманчивыми льдинами-настом, угрожающими тончайшими промоинами и заторами.

Мы выбрались на льдину в 20 метрах от ребят, затем затащили 4-ку, Вадим с Василиной немного задержались, выбирая путь, и возвращались в общее русло слегка позади.

Это кстати, не менее страшно, смотришь, как они борются со льдом и вдруг брат пропадает из виду, провалившись... Ты не можешь рвануть на помощь, потому что и 5 метров не пройдёшь без риска утонуть. Морковка бесполезна, т.к. она уйдёт под лёд вместе со спасаемым. И ты ждёшь, напряженно высматривая голову в зелёной каске рядом с катом. Вадим выбирается, и мы идём дальше. Плёс пройден, Йуху!!!!

Отдельно стоит отметить ситуации, когда кат запирало льдом на последнем участке. Это случилось дважды с 4-кой, они были сильно тяжелее, груженые вещами и людьми, поэтому иногда у них получалось ломать лёд собственным весом. Продвижение без необходимости выбираться на лёд радовало, пока течением не пригнало еще одну льдину сзади них и не заперло как челюскинцев. Выйти на лёд никак, потому что он потрескан на метровые и двух метровые куски, проехать сквозь них не получается, т.к. их много и дальше они упираются в стационарную льдину. Выгрести назад против льда и течения тоже не представлялось возможным. Одна из таких операций по спасению будет отражена на видео – более маневренные экипажи спешились на лёд, заарканили морковками 4-ку и медленно, даже вчетвером, мы затаскиваем эти полтонны на твёрдую поверхность.

После этих 4-х этапов река смилостивилась над нами, и сплошной лёд стал попадаться всё реже, пару раз мы обламывали края застрявших льдин, обгоняли их, а они гнались со скоростью течения за 8-кой отважных.

Отважных ли? Думаю, да. Пусть таких обычно показывают на ютьюбе и в сводках дежурной части МЧС, я считаю, что это наша отвага – принять все риски и не свернуть с пути.

Не смотря на то, что грести по воде в отличии ото льда стало гораздо легче, идти становилось всё сложнее, энтузиазм команды гас вместе с последним светом пасмурного неба.

Где то в 19-00 стало ломить ноги от воды в гидроботах. Судя по карте, у нас еще было всего несколько километров до шивер и порога Блюдце. Но я понимал, что силу, выносливость и терпение команды необходимо рассчитывать от самых слабых. Поэтому мы с Валерой в авангарде глазами искали место для стоянки.

В течение следующего километра мы нашли такое место – неширокая коса между рекой и болотом, на удивление, там не было снега и это было одним из главных козырей. Девочек уже трясло от холода, поэтому спрыгнув на берег, сразу начали готовить большое кострище, носить хворост, расчищать поляну, готовить дрова. Обустройство лагеря заняло около 2-х часов, а начинающийся дождь заставил нас поставить тент. В этот раз мы были опытнее и сразу сделали крышу красивым домиком с максимальной высотой над кострищем и крыльями, спускающимися к краям поляны.

Это был вечер песен и итальянской кухни, Василина тестировала сковородку и готовила спагетти Болоньезе при поддержке Оли, соус удался и вообще был великолепен, казалось, можно промахнуться и откусить кусок вилки. Правда макароны подвели и больше были похожи на сваренное тесто, но мы съели всё, а некоторые даже с добавкой.

Порадовал закат, в дуете с замерзшим болотом окрасивший наш правый горизонт в разноцветные полосы, от костра веяло теплом и домом, от болота – могильным холодом. И наша маленькая отважная команда на краю мира тихо засыпала, восстанавливая силы перед ответственным днём.

День второй

Нежданчик. Пороги #Блюдце, #РозовыйСлон, #Мельница и другие радости сплава

Утро встречало солнцем и очередной кашей. Настроение робко надеялось на длинный, полный приключений день. Ребята просыпались на завтрак. Кто-то исполнял симфонии на топоре.

День предстоял насыщенный, но ответственный, поэтому с завтраком было закончено относительно быстро. Пока не было ветра, солнце начинало припекать, поэтому сборы лагеря проходили шустро и где то около 11-00 практически всё было готово…НО, тут подкрался один п..ц!

Вообще я заметил, что этот поход стал пробой пера во многом – очень длинная заброска на машине, зимовка, обкатка нового ката, и … ремонт ката в походных условиях. Отчаяние, изощренные матюки, перебор клея и заплаток, которые должны продержаться два дня до конца похода и последующего профессионального ремонта в Рафтмастере. Отличное утро было подпорчено. Почти идеальное время сплава сдвинулось на 13-00.

Очень важный вывод – будить людей надо раньше! И быть готовым и собранным к 10-00, чтобы поймать самую тёплую часть светового дня, а не холодный свет «magic hour» вечером.

Но мы преодолели и это, и снова вода журчала под обводами катов и мы (ну, я точно) наслаждались жизнью кочевника.

По найденной лоции и огромной (на нескольких листах А3) карте Шурика выходило, что до первой серии энергичных шивер всего пара поворотов речного меандра и все гребли достаточно бодро. К тому же за шиверами обещал быть порог Блюдце. Однако, ни через 2, ни через 5, ни через 20 поворотов препятствий всё не было. Начали закрадываться сомнения в точности карт, как вдруг абсолютно обыденно случилось Блюдце, именно так – просто шли, шли, вдруг раз камень и слив, который я бы даже не назвал 1 к.с. Пройдя с Валерой первыми, мы зарулили в кусты и стали ждать остальных. Это был точно не день Валеры, пока ждали, утопил пачку сигарет. Пока расстраивался, сломал последнюю зажжённую сигарету. За этими «хлопотами» порог прошла 4-ка, а спустя 2 минуты спрыгнули с камней Вадим с Василиной. Минут 5 покрутились, перетёрли «прохождение» и двинули дальше. Отсутствие шивер и слабость порога Блюдце наталкивало на мысль, что вода достаточно высока, что скрыла все камни.

В ровной реке есть своё очарование. Зеркало воды отражает небеса, с плывущими по ним облаками, берега, всю зелень до мельчайшего листочка, твоих товарищей вдалеке. И вот ты идёшь в этом зазеркалье, очарованный тишиной и сбалансированностью бытия. Впрочем, это единственная прелесть в ровной воде – приходилось грести и понукать другими, чтобы продвигаться вперед с приличной скоростью. От лоции по времени не было никакого толку, поэтому я пытался идти по ориентирам, указанным еще в одном ламинированном источнике информации.

Видимо, я из тех, кто глядя в книгу, видит фигу, потому что, доехав до изогнутой над руслом берёзы с поворотной (к Слону) стрелкой, мы решили поехать вправо. Благополучно догребли до завала и дождались в этом тупике всех. Глянув на карту, Рома предложил преодолеть поворот не туда через лес, но мы всё-таки выбрали верное решение и прошли этот километр против течения и у развилки послушались стрелки. Солнце клонилось к закату, а мы сквозь локальные завалы и бобровые плотины приближались к порогу Розовый Слон.

На подходе к порогу разговорились 5-кой на 4-х местном Стерхе, расслабленно идущим параллельным курсом. Ребята собрались из разных уголков России, и их плавно несло течением чуть медленнее нас, пока они поглощали бутерброды с паштетом. Их проводник сказал нам, что сейчас воды очень мало, уже потом я увидел почему.

Приближение к Слону, который за эти два дня стал притчей во языцех, стало слышно еще за поворотом. Мы спешились и гурьбой отправились по берегу в сторону шума. Если честно, то после десятков просмотренных роликов я ожидал увидеть смесь локального Вудстока и стоянки у супермаркета, с кучей катамаранов по берегам, кострищами и лесом, заставленным палатками. Однако, кроме нашей команды, 5-ки со Стерха и Рафтмастеровской 4-ки, чалящейся к берегу, мы никого не увидели. К сожалению, приближение к порогу совпало с приближением вечера и холодом. Поэтому, когда мы с Вадимом увидели Розового Слона, было непонятно – от чего стучат наши зубы и трясутся губы, то ли от холода, то ли от адреналина. Несмотря на малую воду, проходимы были обе протоки, но более интересная – левая была скрыта от нас островом и лишь пугала шумом, а нам купаться на ночь глядя ох, как не хотелось. Мы совещались с обеими командами – Стерхи сказали, что безопасно пройдут справа, потому что нагоняют график, а вот ребята с Рафтмастера упорно советовали идти там, где интереснее – то есть слева. Но на нашу просьбу подстраховать с воды сказали, что на сегодня покатушки закончились и их ждёт баня (накаляющуюся топку которой мы видели на берегу недалеко от порога). Посовещавшись, мы с Валерой решили идти справа, оставив принятие решения о выборе пути на каждый экипаж.

Опять же, если быть совсем честным, я не знаю, корю я себя за эту трусость или нет, всё таки отсутствие опыта прохождения порога, сумерки и дикий холод меня сильно напрягали. К тому же за пару дней до старта откопал видео, где летом, в малую воду инструкторы намеренно киляют пустую четверку и вдруг неожиданно бочка цепляет одного из шутников и крутит в ней, шутника вытащила 6-ка на кате активной страховки

Наше прохождение не заслуживает внимания, спрыгнули с камня правой протоки, уткнулись в большой камень в начале плёса (кстати, видно было почти все его ступени – вода была очень низко). Немного погребли и встали справа от камня фотографировать и страховать 4-ку. Но на счет фотографий – это я сильно сейчас загнул – я успел сфоткать порог пару раз, после чего фотик сел, а гоупрошка села еще раньше.

А дальше началось самое веселье!

Следом за нами шла 4-ка с Олей, Филиппом, Шуриком и Ромой. Видимо, бывалые с Рафтмастера убедили, что правильнее проходить слева, возможно, был аргумент, что большой и тяжелый Fox-400 порвётся на камнях справа, или, например, Филипп решил рискнуть. Былое покрыто тайной, а мы с Валеркой видим, как на левом гребне появляется экипаж «Семьи», сидят, вёсла сушат, «готовятся». Бывалые с берега им орут «Гребите!» я ору «Гребите!» Но услышали нас только Фил с Шуриком – пара гребков с их стороны и груженый кат входит в порог правым боком, его моментально «легонько» бочкой прижало к струе! Хлоп! И Оля пропала из виду! Твою мать! Спустя 5 секунд в струе вижу весло – «2000 рублей» - проносится мысль, но где же Оля!?! Оля появляется спустя еще 5 секунд с белым от страха лицом и синими от холода губами – для человека, не умеющего плавать, быть промытым бочкой вряд ли приятно. Мы криками привлекаем её внимание, видим фокусировку глаз и гребём к ней. Валерка затащил её на катамаран, и мы удостоверились, что всё в порядке. После Оли всего еще через 5 секунд в струе показывается второе весло, а за ним Ромин красный шлем и лицо, почему то залитое кровью.

Из рассказа Филиппа:
«Я просто смотрю, как Романа поливает струёй, а он держится за верёвки на катамаране, тяну руку, чтобы ему помочь, затем моргаю, а Ромы больше на катамаране нет».

После такой жертвы порог не стал держать «Семью» и по струе ребята прошли мимо нас, нагоняя Рому. С помощью Шурика он забрался на 4-ку и в ожидании они дрейфовали на плёсе. Оказалось, что кровь на лице из ссадины на носу, которую оставили очки под ударами воды.

Вадим с Василиной приняли решение не рисковать и спрыгнули с правых камней, выгребли в поток и вместе мы пошли догонять стоящую 4-ку. По дороге подобрали оба весла («ура!») и седушки-поджопники.

Я «обрадовал» ребят, что через 200 метров нас ждёт Мельница, но энтузиазма на их лицах не увидел. Замерзающая Оля перебралась на Fox, и мы приготовились штурмовать порог.

Вадик предложил поснимать с камней прохождение, но поддержки не встретил, т.к. все очень замерзли (хотя ребят трясло не только от холода).

Первыми без приключений прошли мы, вообще мне нравятся такие большие камни и поток не несущий какой-то особенной угрозы. После нас грузовой танкер «Семья» преодолел препятствие на ура, и больше сюрпризов не было. Вадим с Василиной легко прокатились по порогу, и наша команда торопливо двинулась дальше.

А торопиться было куда – солнце село, «маджик ауа» не грел промокших экстремалов, необходимо было срочно искать место стоянки. Как назло берега были крутые, а на более менее подходящих лежал снег. Только минут через 30 мы нашли сносный берег и небольшую поляну без снега.

Разбивка лагеря заняла минимум времени – всем хотелось костра и тепла. Тент не ставили, потому что ночь и день обещали быть безоблачными. Негромко затарахтел генератор, поливая нашу поляну светом цивилизации, и прогоняя тени северного леса.

На ужин было нечто невероятное – я бы назвал это супом-гуляшом, в котором было полно вкуснейших ингредиентов помимо тушенки и картошки, Василина наготовила его очень много – нам необходимо было восстановление. Пережитый стресс, холод, усталость и … сытость быстро сморили всех в сон. Чуток посидев, я выключил наш фонарь, и отправился к морфею в гости.

А Рома потом сказал, что видел медвежьи следы в снегу около лагеря, несвежие.

День третий

Пороги Каньон и Храмина, или у страха глаза велики, Три Стихии и бизнес ланч для усталых путников

Это было ответственное утро – как минимум, потому что Вадим обещал всех разбудить 7-8 утра, чтобы мы попытались нагнать хотя бы транспортный график. Весна входила в свои права – солнце грело ярче и теплее, поэтому вставалось радостнее. Лагерь действительно смог проснуться в 8, неспешно позавтракать и начать собираться в путь.

Т.к. нам предстояли самые сложные пороги, было принято решение разгрузить 4-ку. В результате вся картошка, лук, капуста и что то еще были оставлены висеть в лесу в своих сетках. Это сократило вес килограмм на 20-30. Перераспределили вещи в гермах, и тяжелые я взял на свой кат.

Слава богу, это утро обошлось без приключений – мы стартовали немногим позже 10, что в целом меня устраивало. Думаю, у всех появился некоторый энтузиазм «дойти» - потому что это означало отъезд домой и цивилизацию.

Лоции подсказывали кратковременность участка последнего дня, что давало надежду на лёгкость и непринужденность преодоления его гребной части.

Под солнцем природа начала оживать прямо на глазах – на воде то тут то там стали попадаться утиные парочки, встревоженно взлетающие при нашем появлении. С берегов искрили ручьи, наполнявшие наш водный путь. По камням прыгали трясогузки и мухоловки, охотившиеся на свежепроснувшихся лесных насекомых.

Выискивая приметы из лоций, я пропустил порог Каньонный, ну, то есть мы не успели причалить и осмотреть его с береговых скал – просто увидели остров с неявной развилкой, влетели в шиверу, и вошли в порог. Сейчас, сидя в электричке, я понимаю, что у страха глаза большие, а там и тогда мне показалось, что нас слегка пыталась прихватить бочка, но благодаря грамотным действиям экипажа быстро нас отпустила. «Летящий» вынесло на плёс и мы крутились в ожидании остальных, было лёгкое волнение, что они проходят порог без просмотра и знания, что это порог, но предупредить их не было возможности (к слову о 4-х заряженных рациях, так и оставшихся в глубинах гермов).

Вторыми на гребне появились Вадим с Василиной – красиво – солнечно, ярко, белая, сверкающая вода, на которую взбираются отважные ребята. Они прошли его четко по центру, но внизу что то пошло не так – катамаран развернуло и боком Вадима прижало к струе. Со стороны мы только видели как вместо Вадима над его местом взлетела левая нога, пока он боролся с потоком, удерживался на кате, вцепившись руками в ремни. Но весло не отпустил!))) И Вадим победил – забрался обратно, и их отпустило, мокрые, взъерошенные и довольные через минуту они были рядом с нами.

Порог оставалось пройти только 4-ке. Не знаю, какие настроения царили на палубе, но нам с плёса показалось, что они легко преодолели препятствие. Ровно и без риска быть смытыми, видимо, уроки слона не проходят.

Вообще мне Каньонный понравился, показался похожим на Мельницу, с удовольствием потратил бы пару часов на покатушки, но мы зависели от транспорта домой. При отсутствии собственных фоток прохождения через соц. сети Вадим раздобыл фото своего прохождения.

Преодолев препятствие, мы двинулись дальше. Но нас ждала еще одна неприятность, отнявшая у нас около часа времени. Ребята на «Семье» задели боковую стяжку (веслом, ногой, хз чем), она вылетела и булькнула в тёмную воду, а сустав катамарана моментально расслабился и разошелся, по цепной реакции прихватив с собой еще пару таких сочленений. Ничего не оставалось, как чалиться и чиниться. Плоский берег нам попался достаточно быстро, только он был покрыт снегом, поэтому расслабиться на нём не получилось.))

Пока девочки включили костёр и наделали бутербродов, экипаж 4-ки разгрузил её, сдул и перетянул все крепления. Я бы назвал это «Глаза боятся, а руки делают», хотя назвать процесс быстрым не получается. И только бодрое движение, и занятие делами спасало от холода, идущего от снега. На этом участке ловила сотовая связь, поэтому у многих зазвонило внутри гермов.

Починившись, мы тронулись дальше. Кстати, заметил, что «Летящий» тоже был разобран. Вспомнился Урал и Малый Инзер, тогда я решил, что катамаран слегка ослабило в пороге. Но сейчас я понимаю, что проблема кроется в другом – я крепил вещи, привязывая верёвку за продольные элементы, стремясь к максимальной стяжке, прикладывал при помощи ног большое усилие на продольные элементы, тем самым и разобрал «суставы». В общем, тогда я не стал перетягивать кат, но на будущее сделал заметку, что надо придумать способ крепления.

Храмина

Наверное, единственный порог, который мы прошли чётко, по правилам, и, как и задумывалось. Почувствовав, что совсем скоро будет главный порог дня, мы пристали метров за 20 до начала шивер к правому берегу. Т.к. на реке не было людей, то на просмотр пошли все и сразу. А смотреть было на что! Разгонная шивера даже с берега настраивала на боевой лад, а впереди всё сильнее гремел наш порог. Вот они – развалины старой станции, которые уже давно стали элементом «флоры» этого места, - большие, покрытые мхом, ельником и ярко белым снегом гранитные плиты. Человеческие следы медленно, но верно поглощал дикий лес. Забравшись на плиты, мы увидели потрясающее зрелище...

Черные воды Ууксы с грохотом низвергались с камней порога, вспениваясь, рождая кучу брызг и опасных водоворотов. Бурлящие ямы, покрытые льдом клыки островков, над водой висел «туман» из брызг, играющих на солнце всеми цветами радуги. Всё это великолепие поражало до глубины души. Только страх прочно занял в голове своё место и не так то просто было его оттуда выгнать. Рома, Оля, Валера, после приключений на Слоне сразу отказались проходить Храмину. Оставшейся частью команды мы долго присматривались к порогу и выбирали оптимальный путь прохождения. С первого взгляда этот бурлящий и клокочущий кусок реки шириной метров 20 и длинной метров 200 казался абсолютно небезопасным и не проходимым (так чтоб не кильнуться и макушку не намочить) – проходя по левому языку, ты вылетаешь на мелкие и острые камни, проходя по центральной полосе, попадаешь в яму и большие валуны, был еще правый путь в притирку к скале, но его мы отнесли к разряду рискованных и для первого раза отмели такой вариант. Дополнительная сложность состояла в бесполезности страховки с берега – даже пойманный/поймавший морковку человек продолжал бы вариться в пороге, или хуже того – биться об скалу. Страховать можно было бы только активно с ката, спустя метров 100 после порога.

Мы выбрали лево/центр для прохождения Храмины. Итак, нас 5 человек на 3 катамарана, 1 из которых был ослаблен выскочившими креплениями. Сейчас я спокоен, мне тепло, уютно и не страшно, а тогда лезть порог на «Летящем» я побоялся. Поэтому Рома с Валерой утащили его по снегу в обход порога. А мы поделились на 2 экипажа:

  • Филипп, Шурик, Василина, Дима на FOX-400
  • Вадим и Дима на ГОША-2

Перекрестившись на дорожку, оттолкнулись от берега и запустили цепочку необратимых событий. Держаться прямо в разгонной шивере оказалось несложно, за несколько гребков мы взяли верный (или точнее ранее выбранный) путь – пара метров от ледяной корки левого берега. Шивера полностью оправдывает свою характеристику – нас несло всё быстрее и быстрее, с учетом роста волн стали требоваться усилия для того чтобы удержаться по курсу. Видимо, мне нужно кричать кому то «Греби!» в экстремальной ситуации, поэтому я сначала «подбадривал» Шурика, а потом на гребне испустил вопль «Гребьйоооом!» и на нас обрушились валуны и брызги, нас тряхнуло. Неверие.., а потом понимание, что мы прошли порог! И он оказался изнутри не таким уж и страшным, но очень адреналиновым. Когда первое ликование прошло, и вёсла были опущены в воду, мы включились в работу – чтобы не уйти далеко от порога. Скользнули между двумя мелкими островками и пристали к правому берегу метрах в 200 от конца пены.

Радостные лица, пара глотков воды и обратно наверх – проходить Храмину с братом.

С Вадимом не стали оригинальничать и рисковать, проходя Храмину справа или по центру. Хотя я уже понимал, что прохождение не такое и страшное. Пара гребков, чтобы приноровиться друг к другу, и мы ускоряемся в шивере. На 2-ке удерживаться было немного сложнее, и мы пару раз чуть не чиркнули бортами о лёд и камни левого берега. В самом пороге по левому пути мы прошли гораздо чище, чем на 4-ке, ту занесло задом в центр. Во второй раз мы аккуратно пронеслись по порогу и оказались в безопасности. Еще пару минут заняло пристать рядом с «Семьёй» на правом берегу. Шурик привязал нас, и мы пошли встречать Рому с Валерой.

Оказалось, не так-то просто встретить двух туристов с огромным катамараном в глухом карельском лесу. Мы их так и не встретили, минут 20 топали по сугробам по колено – туда-сюда вдоль реки. Потом услышали Валерин свист с берега и, вернувшись, обнаружили все три катамарана на воде и готовыми к старту.

И мы пустились по реке в последний раз в этот поход.

Вот за что мне еще понравилась Уукса – так это за финальные шиверы. На иных реках маршрут заканчивается утомительной многочасовой **еблей, когда понимаешь, что порогов больше не будет, а впереди еще *дцать километров водной глади. А тут же нет – практически сразу после порогов началось несколько километров шивер с небольшими перекатами и мощными быстряками. С Валерой ехали и выбирали валуны и ямки побольше. Не успели опомниться, как на берегу увидели Владимира, который снимал наш финиш на телефон и махал нам рукой. Это приятно, когда тебя уже ждут.)

Остальное – дело техники:

  • разгрузить 3 катамарана
  • перетаскать всё на берег
  • разобрать
  • просушить
  • протереть до блеска
  • снять гидру (у меня, почему то это получилось последним пунктом)
  • собрать вещи и покидать всё в машину

Вспомнил, из нас всех самым профессионально оборудованным выглядел Шурик. Вот я предложил ему проверить боем его гидрокостюм. Сказано – сделано, Шурик одел жилет, обвязали его спас-концом, выдумывая на ходу узлы, которые должны были гарантировано не передавить все его жизненно важные органы. Первоначально неуверенно спустившись в воду, он сделал пару гребков (подобных тем, которые изображают на фотожабах с президентом) и оказался почти на середине реки. С берега казалось, что он большой морской кот, который с удовольствием плещется в ледяной воде. Гидрокостюм прошел проверку, вернувшись на берег, Шурик сказал, что замёрзли только неодетые руки.

Пока мы собирались и развлекались, Оля с Валерой заказали нам отличный – огромный, сытный и вкусный обед в «3-х стихиях». К сожалению, баню необходимо было бронировать заранее, и мы не успели бы её посетить из-за опозданий в графике. Территория этого небольшого туристического центра очень живописна. А главный гостевой дом показался таким уютно-домашним, с детскими рисунками над печкой, милыми половичками и замечательными хозяевами. Под простую закусь мы двинули пару тостов с пиратским ромом, потом сказали этому гостеприимному дому и реке «До Свидания» и пошли упаковывать себя в машину. Вспомнил одну мысль – это идеальное место для эко туризма в России.

Дорогу домой я традиционно плохо помню, усталость наваливается настолько мощно, что я просыпался купить Кока-Колы (по которой очень соскучился) и хотдог на заправке. А второй раз, когда мы заезжали в Тверь, чтобы высадить Шурика.

Домой в Конаково мы прибыли в 7 утра (с 4-х часовым опозданием от плана). Благодаря папе и слаженным действиям команды достаточно быстро разгрузились и разъехались по делам. Валера – спать, Рома с Олей к родителям, Филипп с Вадимом в Москву, на работы.

Я, позавтракав с мамой, поехал заниматься катамаранами – разложил их на даче для финальной просушки (ну, а спустя неделю собрал обратно).

Впечатления, итоги и выводы

С точки зрения реализации целей похода, я считаю, что одновременно он удался и не удался:

  • Удалось перезимовать впервые в жизни
  • Удалось заинтересовать ребят водным туризмом (Шурика точно)
  • Удалось проверить собственные силы в организации сложных мероприятий
  • Получилось придумать применение и успешно использовать плёнку оберточную
  • Не удалось покататься в порогах и дать всем почувствовать воду
  • Не удалось сделать лёгкое и непринуждённое приключение
  • Не удалось сделать и поставить баню в походных условиях
  • От холода руки мои отвалились, я их подобрал и приделал не к тому месту, поэтому желание создать много качественного медиа контента не осуществилось.
Выводы:

Главным выводом я бы назвал собственную неготовность (моральную) к неудачам – когда всё не просто отклоняется от плана, а летит в тар-та-ра-ры. Например, когда ты знаешь, что делать, если кончилась туалетная бумага, но не понимаешь, как быть, если обосрался.

Недавно читал книгу про ультрамарафоны – автор высказал правильную мысль, что у вас всегда должен быть план А (самый крутой – победа или супер время финиша), план В (умеренный план – войти в десятку, незначительно улучшить результат), план С (программа минимум, чтобы не опустились руки и ноги – например, добежать или остаться в живых). Эти второстепенные планы, как мотиваторы, которые двигают тобой на пути к цели, даже если она стала менее сумасшедшей, они позволяют, перестроившись, получить удовольствие от процесса, а не разочарование.

Хорошо, когда рядом есть человек, который интуитивно и подсознательно (а может, и чётко понимая) подхватывает тебя или ваше общее дело и тащит на себе, пока у тебя там фрустрации по поводу отклонений от плана. Глядя на его действия, понимаешь, что не всё так плохо, надо подниматься и пахать. За это спасибо Вадиму.

Менее глобальные выводы:

Даже если ты разбился в доску, выкладывая в чат материалы по походу, техникам сплава и другим жизненно необходимым вещам, придя на реку повтори всем материал вслух и по ответам на вопросы убедись, что люди его знают – никогда не оставляй на самотёк судьбу новичков.

Проверяй упоры. Даже свои. Утром. Чтобы не смыло. Требуй, чтобы все проверили это.

Носи на руке часы, чтобы знать время и не рыться в герме в поисках телефона.

Один крутой топор может сделать весь поход! У Филиппа было сие великолепие от Husqvarna, и оно творило чудеса там, где дачно-туристический топорик и две гибких пилы не справлялись. Мы валили деревья, рубили скамейки, а дрова из-под этого топора горели шибче и жарче.

Впечатлений же море – они там, в тексте выше - от ночёвок в снегу до новых водных препятствий. Интересная природа. Дружные и отзывчивые люди на реке. Этот поход останется надолго в памяти, и Уукса будет сниться и манить в преддверии мая.

P.S. отдельное спасибо Марине Жбиновой, группа которой была на реке в это время и подарила нам отличные фотографии прохождения порогов Мельница и Каньонный.

*звездочка - ссылка из первого абзаца на ту крутую должность PM меня таки не взяли

contentmap_plugin

Комментарии   

ШурикТверь Permalink +2 ШурикТверь
Как участник похода-новичек в сплавах- добавлю несколько слов- впечатлений. Ну во-первых, спасибо ребятам за приглашение.Это было здорово!!!Люблю любой новый опыт,особенно с такими неожиданностями, как погода,лёд на реке,спущенный балон... Во-вторых, надеюсь на дальнейшее сотрудничество)) Костюмчик ждёт своего выхода, каска протирается регулярно))) ну и хотелось бы добавить,на мой взгляд, чего не хватило в этом походе и что можно исправить в следующих: хороший навигатор(хотя река и не большая,но места привалов можно было бы лучше распределить, да и многие пороги,как писал Дима,возникали неожиданно) карты-лоции не очень удобны(особенно на порогах, даже мне,геодезисту). Крепление гермомешков и остального скарба лучше делать стяжками с широкими ремнями и сеткой-это экономит время при погрузке/разгрузке. Ну и конечно лично мне необходимо приобрести нормальную экшн-камеру)))
Eskin Permalink +1 Eskin
Коля, Антон, спасибо за положительные отзывы.))
В тот самый момент, когда мы увидели лёд и решили остаться, это стало авантюрой.

Но вообще мысль была поднята интересная, если привлекать новичков, то как их проверять и готовить, какова должна быть их сознательность, и каково соотношение новички-бывалые, что на первом месте - цель или безопасность (конечно безопасность, но каждый по своему оценивает её).

Антон, по пунктам:
1. Видео выложили как есть, просто потому что фоток нет с этого этапа, а так я хочу киношку сделать.
2. Я очень хочу вернуться, надо Колю уговорить покататься на Уксуне на катамаранах.
3. Нам бы часа 3 запаса, 1 бы кат разгрузили и прокатили.
:D
MoloDetz Permalink +2 MoloDetz
Какова должна быть воля Капитана и зачинщика сего мероприятия, направляющего намерение команды во что бы то ни стало начать воплощение Плана С в реальность, пребывая на грани Антистапеля и, более того, завершить его. Браво!
Хотелось бы отметить самые яркие моменты отчёта:
1. Видео прохождения сомнительных "толщ" льда - выглядит эффектно, но было бы ещё круче ускорить его в 3-4 раза и замедлять на сочных моментах )
2. Порог реки впервые на моей памяти сунул матросу двойку в лицо, снеся струёй очки. Я бы вернулся отомстить!
3. Храмина, зря не пошли в правую протоку. Это стало бы великолепным аккордом всего действия :3
Напоследок к твоим завершающим комментариям в воспоминаниях зароились строчки из песни О.Митяева: "Неутешительные выводы приходят в голову по осени, неутешительные выводы приходят в голову к зиме"..
ps. оч годный контент под лозунгом "don't give up"! Посвящение новичков прошло как нельз лучше )))
Trezvyi Permalink +1 Trezvyi
Дима, нужно иметь железные яйца чтобы решиться полезть в этот маршрут зная вводные. Я очень много имел дела по детству со льдом, когда занимался рыбной ловлей и по весне не одну лодку распорол. Происходит все моментально, если лед тонкий - вжик и в баллонах пусто а ты и твой скраб лежат на дне озера. Поэтому, я бы конечно развернул караван истории еще в первый день и уехал с Уксуна на ту же банальную Мсту, чтобы хоть как то компенсировать начатое, но Вы - реальные авантюристы 8) . Опыт уникальный, уникально и страшно что половина новичков. Каньон вы недооценили на мой взгляд, угоди в середину - хана, а Храмину наоборот - можно было правой протокой кататься, там хороший проносной поток и адреналина больше. Рад что все живы и здоровы, будем обсуждать это приключение в деталях через 3 недели в поезде Москва - Кандалакша! :lol:

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Подробнее

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!

Подробнее