Экспедиция (с 17 по 25 июня 2017 года).

1800 км – именно столько показывают навигаторы от Москвы до Алакуртти – места стапеля.

После этой цифры сложно назвать этот поход походом, скорее экспедицией, наполненной новым опытом, приключениями, испытаниями и открытиями. А кроме этого теплейшими дружескими встречами, песнями у костра, обменом новостями, тестированием новых приобретений. Но обо всём по порядку…

Подготовка

Подготовка к экспедиции, как водится у Коли, началась задолго до даты Х, 27-го января он бросил в чат заветное словосочетание «Тунтсайоки-Тумча». Мы оживились, я пересмотрел весь «ютьюб» по теме сплава по этим речкам и понял, что нам предстоит неординарное приключение, гарантирующее море новых впечатлений. Сразу надо отметить, что в Колины походы мы ходим с большим удовольствием, и в отличии, например, от моего майского похода в желающих не было отбоя. Главной задачей было коррелировать даты отпусков, потому что мероприятие обещало быть очень продолжительным. Хоть и с наименьшими, но с наиважнейшими (в лице КиТов) потерями были утверждены даты с 17 по 25 июня.

С составом вопросов не было, и практически сразу сформировалось 5 экипажей:

  • Гошан (Рафтмастер Гоша-2): Коля, Макс
  • Антонио (Рафтмастер Гоша-2, позднее переименован в Легенда): Агиль, Дима С.
  • Адмирал Нахимов (Рафтмастер Фокс-2Т): Алексей, Борис
  • Семья (Рафтмастер Фокс-400): Александр А., Анастасия, Александр К., Андрей
  • Летящий (Рафтмастер Гоша-2): Дима Е., Филипп

Думаю, что в этап подготовки можно включить покупку катамарана Фокс-2Т, а также покупку и тест-драйв на Уксуне катамарана Фокс-400.

Если в это время я готовился к своему походу, то в голове и виртуальном штабе Коляна велась мощная проработка экспедиции:

  • Агиль – мастер слова и парламентарий всей группы занимался переговорами с пограничниками и логистическими провайдерами
  • Дима С. - центр закупок №1 по консервам/ тушенке/ сыпучим; использовал ресурсы подведомственной продуктовой базы в г.Жирновск
  • Анастасия - центр закупок №2 по деликатесам; разрабатывала, основываясь на наших пожеланиях, самое изумительное походное меню
  • Александр К. – центр закупок №3 по всем-всем овощам
  • Алексей – купил катамаран, колбасу и специи
  • Боря с женой - записывали видео уроки по гимнастике для рафтеров, позволяющей держать тело и дух в необходимом тонусе,
  • Дима Е. - в моей квартире пол был покрыт ровным слоем туристического оборудования, включая 3 катамарана и несколько гермов с вещами,
  • Коля – просчитывал все варианты, изучал каждый сантиметр предстоящих препятствий, оптимизировал всё, что можно было оптимизировать (об этом позже)
  • Андрей – абсолютный новичек, собирался в поход впервые и очень ответственно хлопотал за рыбалку, газ баллоны, репелленты и прочее.
  • Александр А. – обеспечивал моральную поддержку Насти и тренировал капитанские навыки
  • Макс – много готовился удаленно, где то в Румынии купил уникальный гидрокостюм чтобы надеть который требуется 45 минут, ведро кипятка и помощь соратников
  • Филипп – как любой уважающий себя блоггер в преддверии очень много работал, в итоге всё сделал как надо и четко присоединился к нам прихватив супер пилу

И непременно вся команда, сдувала пыль с личных гидриков, рюкзаков, спальников, проверяла и обновляла все, что можно обновить. На будущее одной из обязательных составляющих подготовки предполагается сделать физкультуру для тренировки тела перед большими (экстремальными) нагрузками.

Точкой невозврата стала групповая покупка билетов на сайте РЖД, когда в час ночи мы по команде выкупили 12 мест в соседних купе одного из вагонов «Арктики». А спустя еще неделю, точка стала жирнее, мы купили билеты обратно – оставаться на реке никто не собирался.

К 16 июня экипаж был готов, оборудование проверено и собрано, все необходимые звонки сделаны, встречи согласованы.

Логистику вещей и людей до поезда я бы отнёс к этому этапу, мало того, что в пятницу вечером необходимо было собрать всех людей в одном месте – Ленинградском Вокзале (а некоторые из команды, на минуточку, летели из Румынии, ехали из Волгограда), так еще сквозь все пробки провести Газель, груженную нашим скарбом. Этот финальный аккорд был исполнен великолепно.

Заброска (с ночи пятницы 16 июня по 18 июня)

Ленинградский вокзал, больше похожий на какой то китайский пригород, - хмуро, серо и вокруг море китайцев, балакающих на чём-то своём и как утята следующих за зонтиком гида то к автобусу, то на поезд.

Я вижу большую кучу рюкзаков, мешков и гермов. Ура! Знакомые лица, я не видел ребят еще с Урала, потому что банные встречи я, к сожалению, пропускаю, и ПВД последних лет прошли тоже мимо меня. Как же здорово, встретить их вновь, влиться в разгорающиеся беседы, словно вот совсем недавно у вас был Малый Инзер с Лемезой, и тут вы опять готовитесь штурмовать новые вершины.

Хочу отметить, что 12 человек достаточно легко справились с этими 30 баулами, плюс 5 рам от катамаранов. Вообще мы – очень слаженная команда, как только объявили путь нашего поезда, всё было перекинуто к вагону минут за 10-15.

«Коля, а ты выяснил, где у них грузовые вагоны и как нам лучше сложить там вещи.» Вспоминаю я свой вопрос. «Дима! Какой грузовой!? Мы всё берём в салон,» - возвращает мне со смехом Колян. Тогда его слова мне показались абсурдными, потому что по виду наши вещи должны были занять полтора купе. Но буквально через 5 минут мы проявили чудеса мерчендайзинга – под удивлённым взглядом проводницы всё снаряжение было упрятано под полки, над полками и рядом с занятыми нами купе. Мне кажется, что кроме небольшой пробки в проходе мы в принципе погрузились незаметно для остальных пассажиров.

....

Перрон поплыл назад, забирая с собой огни Ленинградского и Сталинских высоток Москвы. Времени – час ночи, а сна не было ни в одном глазу, в крови бурлило возбуждение предстоящего. Если быть честным, то даже 30 часов на поезде в компании близких представлялось отличным приключением.

Я не ездил на поездах уже лет 10 (не считая фирменные Сапсаны в Питер, Стрижи и Ласточки в Тверь и Владимир). В моей голове есть чёткий шаблон, привитый еще детскими поездками в Советском Союзе и перестроечной России, - стук колес, яйца с сосисками и огурцами, завернутые в фольгу, титан с кипятком, для которого всегда выдавались граненые в подстаканниках, интересные соседи по купе, строгие проводники, очереди в туалеты, недоступные на станциях, и ужасные внутри – всё это объединялось словосочетанием – романтика поезда. В действительности всё стало гораздо круче – тихо, почти без стука, чистый, симпатичный пластик, кондиционируемый вагон, в котором играет неплохое радио, классные новенькие матрасы, упакованное в пластик бельё, всегда доступные чистые биотуалеты с табло занятости, которое избавляло от необходимости торчать в тамбуре. Из старого (но не плохого) остались строгие и немного ворчливые проводницы, красавец титан и стаканы в отличных подстаканниках. Пропала ли романтика? Наверное, немного ушла, теперь не открыть окна, тайком не высунуться из открытых дверей вагона, когда поезд проезжает по побережью. Но если спросить моё мнение, то мне очень нравится такая эволюция.

Ну а нам предстояло за 30 часов преодолеть 1700. Если внутри поезда царило тепло, дружба, энтузиазм, то за окном начинались леса, озера, накрытые утренними туманами, полустанки без названий, редкие домики, прячущие крыши в зелени природы. По пути было несколько больших станций и долгих станций, как СПБ, Петрозаводск, Сегежа и прочие, на которых мы степенно, как настоящие московские пассажиры выходили курить, критически осматривать предлагаемые местными продукты и перебрасываться парой слов с проводницами, следящими, чтобы никто не остался. На одной из таких станций – Сегеже играл гармонист бичеватого вида, которому я предложил заработать денег и поиграть на камеру. Твердым голосом он потребовал у меня полтинник, и, получив оный, развернулся и почти строевым шагом ушел в свой синий туман. Это был самый быстрый развод на деньги.

После Питера и без того короткие ночи сошли на нет, и 24 часа в сутки воцарился дневной свет. Именно такой нескончаемой белой ночью, или даже уже утром мы приехали в Кандалакшу.

Наверное, нам «повезло» с погодой, солнца не было, и серый утренний свет окрасил всё вокруг. Серые платформы, серые здания, серые белые чайки летают и копошатся в помойке, отгоняя от неё серых серых крыс, серые лица 3-х привокзальных бичей, прошуршавших мимо нас со словами «зря вы сюда приехали». Картину дополнял бомжик, нанятый, видимо, за бутылку убираться вокруг мусорки. С завидным упорством он гнал бумажку и пару бычков к помойке, только делал это лопатой, скрежет которой завершал станционный пейзаж. Наша Газель сломалась, поэтому данной картиной мы наслаждались на два часа больше.

После майских я сделал для себя вывод, что хороший микроавтобус с прицепом – это отличный вариант заброски практически на любые расстояния для команды до 15 человек. Рядом с маркой Газель в нашем случае вряд ли можно поставить характеристику «хорошая», но и ехать нам было всего 3 часа. Как оказалось вовсе не до речки.

Быстро выскользнув из города, лесами и сопками еще 2,5 часа мы тряслись до старой обветшалой базы какого то предприятия. Поразил знак поворота на Алакуртти, он был расстрелян из огнестрельного оружия разных калибров, как бы угрожая и предупреждая путешественников о предстоящей опасности. По пути мы пересекли 1 блокпост, на котором проверили наши документы, и заехали в погрангарнизон, где Агиль с Димой отсутствовали минут 15, оформляя наше пребывание в этом районе.

Приехав на базу «погибших кораблей» мы перебросили все вещи из прицепа Газели в кузов Урала и забрались сверху сами. Окон там не было, поэтому всю дорогу можно описать словами – трясло 3 часа, люди боролись с подступающей тошнотой, однако, мы умудрились перекусить. Один раз делали зелёную остановку и менялись местами со счастливчиками в кабине. Один раз Урал заглох, и нам пришлось его толкать. Потом оказалось, что мы ехали откровенно заброшенными тропами, а некоторых местах просто по руслам ручьев. Кроме того водитель, подъехав к реке, повернул направо и провёз нас вверх по течению, увеличив общий маршрут километров на 40 гребли по ровной воде.

Мы на месте!

Лагеря, стоянки, перекусы

Сразу уточню, что описывать каждый день походной недели было бы утомительно дважды – и писать, и читать. Поэтому я постараюсь кратко остановиться на примечательных моментах.

Природа встретила нас дождём, не проливным, нет, таким почти тёплым и слегка заметным, после часа нахождения на котором, ты понимаешь, что насквозь вымок и начинаешь замерзать. Хотя я радовался – после майского снега и метели реально казалось очень тепло, река дружелюбно звенела по камням, огибая остров напротив места стоянки, вовсю зеленели листвой деревья, наполняя воздух непривычными нам городским запахами. От стоянки к стоянке трава сменялась то белоснежным мхом и камнями, то ягодными – бруснично-черничными зарослями. Дождь шел непрерывно два дня, и, мне кажется, потом мы перестали его замечать. Обилие воды не создало дополнительных трудностей при заготовке дров и разведении очага.

Можно бесконечно долго любоваться, как у нашей команды технично вырастает лагерь – тент, разноцветье палаток вокруг, растяжки для сушки вещей, треск топора и растущая горка дров. Вот уже гремят каны, и начинается первая походная готовка.

Стоянки:

Берега Тунтсайоки и Тумчи изобиловали отличными полянами, помимо этого коммерческие туристические группы у особо примечательных порогов оборудовали хорошие стоянки. Например, на Котле был отдельный туалет, стол, стулья, стояли эмалированные вёдра и даже висел барометр-анероид. Дров было не много, но проблем с ними не было ни разу. В противовес этому был мусор, его было очень много практически везде – бумага, пластик, консервные банки, в каждом из мест наших остановок можно было бы граблями нагрести несколько куч этих человеческих отходов. Грустно видеть, что туристы сами гадят в этих живописных местах. В свою очередь мы старались оставить места своего временного пребывания максимально чистыми («нетронутыми» язык сказать не поворачивается).

Кухня и питание:

Пожелания, высказанные в чате, обрели жизнь в меню – Харчо из баранины, Плов, макароны с Тунцом, Грибной суп, Овощное рагу – это только часть того великолепия, запланированного для приготовления. Были чаи черный и зелёный, с разными ароматами, кофе растворимый и заварной, утренние каши, напоминающие детство. Помимо прочего была Вдруг Уха – абсолютно потрясающее и сногсшибательное блюдо, которое мы так и не приготовили, потому что не сумели поймать рыбу в достаточном количестве, вообще удача улыбнулась только Андрею в первый же день в виде форели длинной в 10 см, которую Андрей отфоткал в разных ракурсах со своим ножом, форель-фотомодель закончила свои дни будучи зажаренной на прутике и съеденной всей бодрствующей частью команды. Вдалеке от рабочих будней, пробок, отчетов, выполнения планов и прочего простые потребности выходят на первый план, поэтому отношение к еде было особенным. Каждый день и каждое приготовление пищи не обмануло ожиданий. Большая благодарность Насте, которая превратила наше с Филиппом дежурство и те 10 литров гречки с тушёнкой в пищу богов и пир туристов. Вообще, мне кажется, что единственная девушка нашей экспедиции успела помочь всем дежурным в создании комфорта на привалах.

Хочется отметить новый для меня оптимизированный принцип хранения продуктов. У каждой команды дежурных был свой небольшой герм, в который слоями были упакованы дневные продукты, открыл, и вот тебе завтрак, и не нужно рыться дополнительно в поисках той или иной недостающей банки с консервами (взял себе на заметку).

Вечерние посиделки в виду отсутствия темноты плавно переходили в ночные песни у костра с чаем, коньяком и нехитрой закусью. Кроме первой ночи, когда усталость поезда и переездов срубила меня в 22-00 и до утра, все остальные ночёвки проходили у меня в режиме 2-3 часа ночи лёг, 8-9 утра встал, как ни в чём не бывало.

Что касается алкоголя, то, несмотря на его количество, желания много пить не было – чтобы подчеркнуть душевность момента хватало 2-3 наперстков Хеннеси или Румынского коньяка, пахнущего карамелью. А вот водку, легендарного Зверя в металлических бутылках, почти в полном составе привезли обратно.

Перекусы:

Благодаря мастерски организованному хранению продуктов всё проходило оперативно – под дружный стук зубов команды от холода дежурные успевали разжечь костер, открыть 15-20 банок тушенки и сухие продукты. По-моему, после первого раза мы решили, что костёр – обязательное мероприятие и продолжительность перекусов увеличилась до 1 часа. Надо отметить, что количества еды хватило бы и на полноценный обед, так что голодным никто не оставался.

Река и Пороги

Тунтсайоки (фин. Tuntsajoki) — река в Мурманской области России и Финляндии. Сливаясь с рекой Кутсайоки образует Тумчу. Полная длина – 150 км. В переводе с финского означает «река смерти». Дни прохождения 19, 20, 21 июня.

  • Первенец
  • Падун
  • Слив
  • Водопадный
  • Кривой
  • Юрьев день
  • Надежда
  • Март
  • Кошмарики
  • Красивый
  • Вечерний
  • Узкий
  • Яма
  • Котёл

Тумча — река на юго-западе Мурманской области России. Протекает по территории Кандалакшского района. Впадает в Тумчозеро. Длина 16 км. Площадь бассейна 5240 км². Ширина 20-60 м. День прохождения 22 июня.

  • Ночной
  • Карниз
  • Каньонный
  • Змея
  • Шляпа

Изначально, когда Коля обозначил наши планы, а я посмотрел видео с рек, я хотел убедить Колю выбрать другую пару рек – Кутсайоки и Красненькая, предполагая, что связка ТТ будет достаточно скучной. Реальность же показала, что я ошибался, и река превзошла все наши ожидания. Уровень воды был хоть и не паводковый, но явно выше среднего, наверное, сказывалось, как выразились местные с базы, что «погода опоздала на месяц». Практически все камни в русле были покрыты водой. Соответственно пороги были проходимы по левым, правым и центральным протокам. Можно сказать, что нам повезло.

Как вы помните, водитель Урала добавил нам 40 км маршрута, который был практически абсолютно матрасным (ровная вода). Их нам выпало преодолеть за понедельник.

Надо сказать, что некоторые из нас были недовольны этой «матрасной» вводной, но лично мне после ледяной Уксы расслабленная гребля по достаточно быстрой Тунтсайоки показалась развлечением. Мы с Филиппом приноровились друг к другу и шли в достаточно хорошем темпе, не напрягаясь. На всём этом отрезке была пара крупных камней и 2-3 микрошиверки, которые мы ловили, чтобы хоть как то развлечься.

Спустя несколько часов на горизонте появилось первое препятствие и это был вовсе не порог – инженерные войска возводили мост для переправы рядом с высоким, но обветшалым ЖД (или авто) мостом. Мы подошли к нему очень вовремя. Они приступали к наведению последнего пролёта, и т.к. они (пролёты) были очень низкие, а мост воздвигали практически вплотную к старому, то всю нашу флотилию пришлось бы перетаскивать через оба моста сразу, а это на минуточку 20 метров вверх по крутому склону. Но всё обошлось.

Кстати, с военными связано еще одно забавное происшествие – в нашей рации появилось периодическое шуршание и треск. Коля, недолго думая, послал в эфир «Легенда, легенда, вы случайно жмёте на кнопку и засоряете эфир, проверьте рацию!» На что последовал незамедлительный и суровый ответ: «Это не Легенда, это военные, немедленно уйдите с канала!» Стоит ли говорить, еще пару дней рациями мы не пользовались.

После мостов мы причалили – по левому берегу вырастали первые домики хмурого Алакуртти, а Коля сказал, что сейчас будет «Первенец».

Порог Первенец (2+ кс), 19 июня

Т.к. прохождение было почти с ходу, то наблюдений за другими экипажами, как и фото с берега нет. Прохождение по центру правой протоки.

Если честно, то это порог мне показался чуть ли не самым опасным и угрожающим. Наверное, потому что он первый, небо было совсем серое, река достаточно узкая, шумная и быстрая. В действительности по центру правой протоки мы прошли его достаточно легко, местами лавируя между камнями. После одного из таких камней нас развернуло перпендикулярно, но быстро выровнялись, чтобы попасть между средними стойками моста. После переправы бурноводье сходило на нет, и наша группа (все прошли без происшествий) собиралась на левом берегу перед предстоящим порогом Падун.

Порог Падун (3+ кс), 19 июня

Прохождение по центру.

Препятствие производило сильное впечатление – поток, запертый скалами в относительно узкую протоку, гремел по нескольким ступеням, образуя на первой хорошую бочку, а на второй – шиверу с мощным течением. По общим ощущениям бочка каждый из экипажей прихватывала от 5 до 20 секунд. Мы с Филиппом с берега наблюдали прохождение «Семьёй» - всё прошло без сучка и задоринки. Экипаж «Адмирала» умудрился подзастрять в этой бочке и крутануться на 360 градусов, в какой-то момент мы даже заволновались, но, когда Леха весело помахал нам рукой и попозировал камере, мы поняли, что всё у них под контролем. Собственное прохождение подарило много ярких эмоций – спрыгнув с камней первой ступени, немного побороться с водоворотами бочки и выйти по струе вниз, в сторону плёса.

П3 или порог Слив

Я, почему то совсем не помню, после адреналина первых двух он не оставил никаких впечатлений.

Порог Водопадный (2 кс), 20 июня

На Водопадном мы устроили стоянку, поэтому вдоволь насмотрелись на порог. Вообще я не очень искушен в рафтинге и поэтому мне всегда казалось, что для возникновения порога нужны скалы, а также сильное сужение места, чтобы река набрала скорость. На русле реки в пороге скал было предостаточно, но река при этом совсем не сужалась, скорее наоборот – Водопадный разливался и в ширину, и в длину на сотни метров. Проходили его рано утром друг за другом. Настоящее утро начинается вовсе не с кофе!

Пороги Кривой, Юрьев День, Надежда, Март и Кошмарики

Проходили походным строем, ярких впечатлений они не оставили, скорее просто скрасили движение к основным препятствиям. На «Летящем» случилась пара нештатных ситуаций – по ходу движения я всё хотел, чтобы нас прихватила боком слабенькая бочка, чтобы посидеть в ней. Неожиданно нам это удалось. И вот сидим мы, прижатые моим боком к небольшой струе и я «догадался» вставить весло снаружи от катамарана – в результате его упёрло в баллон, струя надавила на лопасть, а меня треснуло ручкой весла по голове. Весло пришлось потом ловить ниже по течению. К тому же ни с того, ни с сего свело икры ног, ощущения малоприятные. Второе происшествие случилось перед Кошмариками – попытка перешагнуть на непривязанный кат вытекла в незапланированное купание и операцию спасения неуправляемого «Летящего» командой «Адмирала». И всё это за 200 метров от порога. Но всё обошлось.

Порог Красивый (3+ кс), 20 июня

Прохождение по центру, ближе к ПБ

Препятствие начинается шиверой, протяженностью метров 200 для осмотра мы собрались в улове сразу после шиверы, метров за 20 до начала порога. Зацепившись за кустарник, ждали сбора всей команды. Собственно осмотром это толком и не назовёшь, скорее совещание, на котором было постановлено, что команда «Летящего» штурмует Красивый первыми, резко чалится за порогом для сбора медиа-контента о прохождении препятствия другими участниками.

Сказано, сделано! Мы с Филиппом выгребаем в фарватер и готовимся преодолеть первый вал, и понимаем, что порог не зря 3-4 кс, главный вал и яма перед ней мощные настолько, что я напряг все мышцы и приготовился к удару волны. Ура! Перевалили! И резкий поворот направо, чтобы уйти со струи в улово на ПБ для съёмок прохождения.

И вот мы готовимся уже чалиться, как периферическим зрением замечаем, как экипаж Коли влетает в яму. Две секунды…бац! Что-то пошло не так – сначала кат полностью исчезает в облаке брызг, вдруг появляются белые носы, на доли секунды замирают, и катамаран свечкой взлетает в небо. Оверкиль! Судно накрывает рафтеров, а мы устремляемся на помощь. Эти секунды я запомню надолго – шум порога, перекатывающиеся валы, перевёрнутый катамаран и вот над водой поплавками возникают каски Коли и Макса. Первого мы догоняем капитана: «Ух! Ух!» - надувая щеки, Коля «пыхтит» и отфыркивается как настоящий водоплавающий зверь. На лице печать адреналина. К тому же в +5 воде даже в неопрене искупаться – не самые комфортные ощущения. Ловим Максима и гребём к «Гошану», который дрейфует чуть позади. Вёсла ребята не отпустили, поэтому, перебравшись на свой кат, они начинают грести к ЛБ для остановки.

Оборачиваемся – следом за нами препятствие штурмует «Семья», нагоняемая «Легендой». Из-за того, что вышли ребята практически параллельно, получилось, что 4-ка сместилась относительно главного вала немного правее и, захватив процентов 40 волны, успешно его прошла, ни на градус не шелохнувшись от выбранного курса.

Слегка позади и левее «Легенда» ныряет в яму и врезается в главный вал. Их кат встаёт свечой и танцует на двух ножках, потом он падает на правый борт, окончательно стряхивая присутствие людей с себя. После этих танцев «Легенда» встаёт на ровный киль и, подскакивая на валах, дрейфует в струе. Агилю удалось схватиться за катамаран, а вот Диму отнесло вперед по течению. На помощь этому экипажу пришла 4-ка. После чего все благополучно зачались на ЛБ для просушки и обмена впечатлениями.

На берегу нас приветствовала команда из Белоруссии, видя наши приключения, они гостеприимно пригласили нас на чай и погреться у костра. Хоть мы и отказались, но всё равно проявление взаимопомощи согрело не меньше, чем костер, за что ребятам БОЛЬШОЕ СПАСИБО.

Вот так «Без брызг!» прошел порог Красивый, не предвещавший нам больших приключений.

Пороги Вечерний и Узкий

Не помню совсем за их незначительностью. Они проходились походным строем, не вызывая затруднений.

Порог Яма (4 кс), 21 июня

Прохождение 3-мя катами по центральной струе и 2-мя ближе к ПБ.

Препятствие представляет из себя короткую входную шиверу, 2 пологих слива 2 и 1 м, мощные бочки, на выходе – сбойка струй.

*Ценз. Вступление.
Д: Где тут Андрей?
А: Я тут.
Д: П***а тебе, Андрей!

Наш экипаж к яме подошел достаточно воодушевленным, т.к. без потерь мы прошли Красивый и казалось, что нам любые волны по плечу. На осмотр и страховки встали на левом берегу и первые несколько минут любовались, как спортивные команды отрабатывают навыки на центральной струе. Заодно попросили их экипаж подстраховать нас при прохождении с воды.

Итак, зрители заняли свои места, начало разыгрывающейся драме положил старт «Семьи». Посмотрев на спортсменов, Колян с берега семафорил экипажу, направляя их по центру. Огромный Fox-400 уверенно и мощно входил в первые волны. Соскочив с первых камней, слегка потеряв скорость, ребята начинают взбираться на первый вал. Раз! Пройден! В яме 4-ку начинает разворачивать на правый борт. Два! На гребень второго вала они взбираются перпендикулярно потоку. Три! Я первый раз вживую вижу, как большущий кат, вместе с экипажем и вещами весящий полтонны, как щепку ставит на ребро, а потом со всего размаху отправляет в оверкиль. Страховка с берега не эффективна – нам остаётся смотреть на красные обводы днища и считать всплывающие каски. Вроде все 4!

Следом вдогонку стартовал «Адмирал», новинка флотилии, модель Fox-2T. Ребята взяли хороший темп и сходу вошли в порог по центру. В отличии от «Семьи» катамаран ребят повернуло перпендикулярно потоку уже перед первым валом. Но чудо состояло в том, что именно так, правым бортом, они отлично преодолели 1-й вал, а потом, когда мы замерли в ожидании оверкиля, также успешно «Адмирал» перевалил через пенный гребень второго. Ребята свернули в небольшое улово и встали на активной страховке. А страховать было кого…

Вступление.
Ф: Дим, как пойдём?
Д: По центру, уж если киляться, чтобы сбить с себя излишнюю браваду, так лучше уж здесь.

Отчалив от берега, мы направили «Летящий» строго по центру. Я бы назвал скорость относительно потока скорее среднее, нежели быстрой. Успешно прошли первый слив и забрались на гребень вала. Я бы даже сказал, что это было сделано идеально и четко, мы не потеряли направление как в яме между, так и начиная взбираться на второй вал. Но! Река взяла своё! Уперевшись в гребень, катамаран начал разворачиваться на правый борт. Я чувствовал, что что то идёт не так – и баланс уже потерян, вдруг время замедлилось как улитка на горячем асфальте, а угол зрения сузился до рамы, которая почему то приближалась к лицу и голове сверху. Практически моментально силой воды катамаран поставило свечкой и опрокинуло. Помню, как ждал удара по голове сверху, и видимо это отвлекло меня от температуры воды, потому что ни дыхание не перехватило, ни мышцы. Немного неприятно было ткнуться пару раз в кат головой пытаясь выбраться из-под воды. Но никаких явлений типа «о! вся жизнь пролетела перед глазами» не было. Я выбрался из воды в периметре катамарана, отдышался и забрался на раму. Рядом в паре метров водой несло Филиппа. Страха не было. Ребята на «Адмирале» подхватили Фила и доставили на перевёрнутый «Летящий». Мы, усевшись на баллоны, погребли на правый берег плёса сразу за порогом. Аккуратно, чтобы не повредить камеру на штативе под водой, причалили и усилиями 4-х (! даже не представляю, как ребята переворачивали Fox-400) человек поставили судно в ровный киль. Да! Это было Круто! Круто! Круто!

Отдышавшись, мы побежали по берегу смотреть прохождение Ямы экипажами «Гошана» и «Легенды». Ребята, основываясь на нашем опыте не стали лезть по центру, а захватили только 50% основной бочки и валов, но даже при этом, судя по их лицам, удерживаться на курсе было достаточно не просто. Поэтому, когда препятствие оказалось позади, с криком ура подняли вёсла в небо!

Порог Котёл (4 кс), 21 июня

Прохождение справа всеми экипажами

Порог Котел образован при входе реки в сужение из двух скальных берегов, где правый хоть и низкий, но не забраться, а левый – высокий, но у воды есть место для выставления страховки с морковками. В правой части русла нагромождение камней, невысокие пологие сливы (или просто слив с камнями через всю правую часть реки), в левой части – котел ближе к центру русла, образованный сливами чуть меньше 2 м высотой, затем противоток около 6 метров, слева от него – узкий чистый слив прямо под берегом. Мне кажется, если этому падению добавить метра полтора, то это была бы очень опасная подковообразная бочка. Но и без этого Котёл впечатлял до глубины души.

После купания в Яме и на Красивом никто не решился рисковать и лезть в пенный котёл у левого берега. Все экипажи проходили препятствие справа, медленно появляясь почти на зеркальной глади воды, они вдруг ускорялись потоком, с берега казалось, что их несёт на скалы и неминуемого не избежать. В последний момент каждый из экипажей отгребал левее и на таком волоске (0,5 метра) от столкновения на большой скорости выходили в струю после.

Мы с Филиппом не стали исключением, за что я, сидя в тепле дома, ругаю себя. Котёл – единственный опасный и интересный порог, который можно было бы страховать с берега. Казалось даже, что захваченных левой бочкой людей можно было бы тащить за руки, настолько они близко. В общем, как-нибудь в другой раз!

Порог Ночной

Остался на утро и прошел в штатном режиме.

Порог Карниз (4 кс), 22 июня

Прохождение слева всеми экипажами (изначально направление на камни ближе к центру, от них поворот влево, и уже при движении в сливе выход правее)

Препятствие в разную воду имеет до 3-х путей прохождения: левая часть – слив водопадного типа, пологий, высотой около двух с половиной метров. Далее гряда камней через всю реку, правее камней больше, сужение реки, валы. По центру слив более пологий, косой, справа налево. Справа более резкий с мощной бочкой за ним.

В нашу воду были доступны все три пути, т.к. мы были рядом с ЛБ, то могли наблюдать слив, который нас впечатлил, и мы решили пойти справа. Однако, Коля съездил на ПБ и, вернувшись оттуда с глазами по 5 копеек сказал: «Неее, там мясо, там мы точно не пойдём!» В качестве подготовительных работ мы выставили операторов и страховку спас-концами на скалах левого берега, а также перенесли «Гошана» на страховку с воды. Всё готово.

Первыми на штурм пошли ребята на «Легенде». Было видно, как аккуратно они разгоняются, чтобы по языку потока максимально быстро войти в этот слив. Вот нырнул в яму нос ката, взбивая сотни брызг, скорости хватило, чтобы концы баллонов показались на гребне, однако, бочка прихватила ребят, и с полминуты они боролись, «закалывая» вёслами поток, чтобы выйти за счет донной струи. Смотреть со стороны было эпично, хотя самое интересное было впереди.

Второй очередью ребята встали на страховку, а мы отправились на катамаран для прохождения испытания.

Надо сказать, что порог «с воды» и «с лица» (наверняка есть нормальные термины для этого) выглядят по-разному. Вот ты смотришь, на него с боку, подмечаешь все камни и ориентиры, намечаешь траекторию движения. Но когда оказываешь перед ним за 20 метров, то вода выглядит абсолютно гладко, и тебе надо грести «вроде вон на тот микро гребень от подводного камня». Мы отметили ориентиры четко и точно съехали по сливу в самую яму. Плюх! Вокруг бушует вода! Воздух напитан адреналином! Мы пытаемся выгрести из ямы, 5, секунд, 10 секунд, 15 .. бочка схватила и не отпускала, периодически накрывая бурлящей водой катамаран вместе с вещами. Но в этой борьбе мы победили. Еще несколько мгновений и мы встаём в улово слева совсем рядом со сливом.

Следом за нами шла «Семья». Со старта ребята мощно набрали скорость, и тут большой кат проявил себя во всей красе – нырнув в яму после слива, Fox-400 по инерции продолжил движение, взбив фонтан брызг на выходе на гребень. Это было победоносно и эпично! Развернувшись, капитан припарковал кат в улове рядом с «Летящим». Экипаж разделился для страховки с воды и операторской работы.

А мы дружно обнесли «Гошана» для прохождения Карниза. И Коля с Максом направились в самую гущу. Пересматривая фотографии, вижу, что траектории движения одинаковы у всех экипажей. Вот ребята выходят на язык гладкой воды между пенных струй, съезжают по нему в яму после слива…вот исчезают с головой под водой и пеной, и вдруг мы снова видим свечу в исполнении «Гошана», красиво задирая нос, кат тянется в небо, забыв, что создан плавать. Исполнив кульбит, он валится на левый борт и киляется. Ругаю себя, за то, что, побросав всё, бегу садиться на кат и вытаскивать их из воды. Надо было спокойно снять видео, как ребята появляются из воды и их спасает 4-ка.

Мы же устремляемся ниже по потоку и спасаем уплывшее весло. Выходная струя с Карниза быстрая с достаточно мощными валами, при желании там можно поставить боком и кильнуть кат. Мы же выгребли в большое улово слева, нашли там весло и стали ждать всех.

Их не было долго – экипаж «Адмирала» устроил родео в бочке Карниза. Всегда интересно посмотреть в живую на то, что обычно видишь на ютьюбе. Карниз как препятствие подарил нам очень много впечатлений.

Пороги Каньонный и Змея

Я назвал бы скорее мощными шиверами, в такую воду камни были скрыты, и мы прошли эти два препятствия быстро. Но я бы отметил красоту этих двух мест – на Каньонном – это два высоких гранитных берега, на вершине которых вздымались сосны. А вот на Змее реку делит клык каменного острова, на котором видны доски какой-то очень старой постройки, он словно отрезан от цивилизации. Еще видел рекомендацию, что на берега Каньонного надо подняться, чтобы увидеть потрясающие виды. Но мы этого не знали.

Порог Шляпа (4 кс), 23 июня 2017

Данное препятствие завершает цепочку порогов на связки рек Тунтсайоки-Тумча, представляющих спортивный интерес. Наиболее примечательная его часть левая – себя представляет слив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180 градусов и 2-я ступень – сливы, бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота. Есть еще правая часть, впритирку к ПБ спрыгнуть с обливных камней и не попасть в бочку ближе к центру.

И есть правая протока - две мощных бочки в узком ущелье, которые можно откатать при наличии времени.

По нашей воде Шляпа представлял собой эпичное зрелище и казался кульминацией всего, к чему готовила нас река. Осмотревшись вдоволь и истоптав ЛБ, мы приняли решение … ОБНОСИТЬ порог. Да, да, и простят меня участники экспедиции, читающие этот абзац, почему то мы не решили проходить порог во всей его красе. Жаль, конечно. Как символ нашей эээ осмотрительности на берег вдруг выскочил заяц из леса, пожевал в лапках травку и комично ускакал в чащу. После появления зайца Колян съездил на ПБ для осмотра, и решил-таки проходить порог справа, впритирку к берегу.

Но один обнос мы всё-таки совершили, 4-ку обнесли по берегу, минуя первый слив, и ребята пошли по финальной струе с небольшой бочкой и хорошими валами. Успешно пройдя данную часть препятствия, «Семья» встала на страховке за камнями, в которые упиралась основная струя.

Следом шла «Легенда» и они тоже приняли решение идти слева - формально, ребята зашли и в первую ступень, так как не совершали обнос, а просто спрыгнули с обливных камней сразу в улово на ЛБ перед второй частью, но фактически для прохождения осталась только выходная струя. Немного поборовшись с противотоком, парни вышли струю и успешно её прошли.

3-м экипажем была команда «Гошана» вплотную к правому берегу. Коля с Максимом аккуратно подошли к обливным камням у ПБ, спрыгнули с них, не набирая скорости. После чего в относительно спокойной запруде их развернуло задом и в таком положении они съехали вниз.

Ребята с «Адмирала» были ближе к всех к Колиной двойке, и они решили повторить траекторию движения предыдущей команды, но стараясь избежать разворота. Им это с успехом удалось.

Замыкали прохождение Шляпы мы с Филиппом. С одной стороны не хотелось идти ни слева по камням, захватывая только вторую часть, ни справа у скалы, лишая себя всех препятствий. С другой, на этот последний день осталось мало сил и решимости, а еще ощущалась нехватка опыта и недостаток знания о пороге, поэтому лезть в бочку и прижим также было страшно. Посовещавшись, мы приняли решение идти справа, ближе к центру, минуя камни, но стараясь только боком задеть пенный котёл бочки 2-й ступени. Подгребая к гремящему препятствию, ощущался некоторый азарт и беспокойство, в какой-то момент я немного перегрёб Филиппа и, казалось, что сейчас нас боком схватит бочка, но мы выровнялись и присоединились к остальной группе.

Пройти порог еще раз никто не захотел, и мы двинулись к месту антистапеля в 500 метрах по левому берегу. Пока команда разбивала лагерь, Агиль с Димой договорились с капитанами баркасов о посещении …

Баня!

Помимо прочего порог Шляпа являлся границей на реке, за которую не могли пройти баркасы. Их капитаны суровые северные мужчины промышляли в окрестных лесах охотой и собирательством, на реке – рыболовством. А свободное время они возили на своих баркасах туристические группы от Шляпы до Зареченска, зарабатывая тем самым живые деньги на существование. Этой весной они сварили на большом понтоне баню и привезли её на порог с началом навигации.

Одно только посещение бани я бы выделил в отдельное приключение – в 15 метрах шумит порог, вода +5, а мы паримся с горячей водой и вениками, а после этого распаренные, красные как раки сигаем в эту ледяную воду. Это был восторг! Нереально круто!

В самой бане был у них организован склад для пива и нехитрой снеди. Мы, видимо, очень сильно соскучились по пиву, поэтому за короткие 2,5 часа выпили литров 30 этого вкусного пенного напитка.

После банных процедур, все чистые, довольные и уставшие по берегу побрели в лагерь к костру на второй ужин. Последний вечер на природе был замечательным, наваливалась усталость, мысли путались, увлекаемые искрами и ленивыми разговорами. Сон свалил меня еще у костра, но ноги довели до спальника.

Выброска (с 23 по 25 июня 2017)

Доброе утро! Это было первое полноценное солнечное утро в походе! Вставать было легко и радостно. Дежурные обрадовали завтраком, после которого досушка вещей и сборы пошли гораздо веселей. Потом вдруг включился обратный отсчет голосом, по-моему, Агиля - «До катера остался 1 час 15 минут». Все зашевелились быстрее, пакуя всё то, что верой и правдой служило нам 5 дней.

Совсем скоро с реки затарахтел дизель баркаса. Я сразу вспомнил детство, работу мамы с папой гидротехническими инженерами, когда папа был капитаном «земснаряда» - огромного судна, намывавшего песок на Волге, там тоже были такие катера в обслуживании и путешествия на них всегда вызывали у меня кучу детских восторгов. Вот и сейчас был такой вкус романтики, еще одного небольшого приключения.

Как муравьи один за другим мы потаскали баулы на корабль, сложив их на носу. Сделали общее фото. Сказали спасибо замечательной реке и комфортной поляне и тронулись в путь. Капитан судна прогнал нас носа, сказав, что мы будем мешать проходить ПОРОГ. Все оживились в ожидании интересного зрелища. Но всё оказалось прозаичнее – для баркаса порог – это подводные камни, капитан интуитивно и на основании лоции легко прошел их, и, добавив ходу, устремился к Зареченску.

По пути на реке удалось увидеть красивого большого орла, который при нашем приближении лениво слетел с дерева и поднялся ввысь. Ближе к озеру с воды поднимались то стаи уток, то стаи лебедей. Солнце играло весёлыми бликами в озерной ряби, а вокруг проплывали маленькие скальные острова, с зеленеющими сосенками на них. Очень красивый край!

На самом озере поднялся ветер, который, не смотря на солнце, продувал насквозь. Но лень победила, поэтому с загоревшим лицом я не сдвинулся с места, пока мы не причалили к берегу. Покидали вещи на берег и отпустили катер.

Пока дежурные творили последний привал и походный Грибной суп, я отправился на разведку. Берег был полон старыми покосившимися эллингами, и невдалеке лежал перевернутый ржавый баркас со свежей надпись Тумча. Вверху поодаль расположена гостиница Иова – очень аутентичное место на несколько номеров в огромном рубленном доме, камин в холе весело трещал угольками. Во дворе гостиницы царила солнечная лень, лайка по кличке Догма бродила по двору в поисках еды, а в тени дровницы зевал выводок её щенков. Через двор на краю леса стояла такая же рубленная баня, от которой вниз к оврагу тянулась тропинка, заканчивающаяся прудом для купания. С удовольствием бы провел здесь пару дней.

Но от приятных размышлений меня отвлёк призыв к столу. Грибной суп вышел отличным. Догме в качестве подарка от гостей досталось несколько банок тушенки, которые она при нас и съела. Пока обедали, к нам присоединился водитель газели. Закончив, быстро свернули временный лагерь и запрыгнули в транспорт. Всё те же 3 часа и мы снова в Кандалакше. Самое удивительное, если в Зареченске было солнечно и ярко, то тут снова царил серый цвет.

Водитель отвёз нас в неплохой по местным меркам ресторан с шашлыком, в котором оказалась достаточно вкусная еда. С удовольствием подкрепившись, отправились на вокзал ждать поезд.

Городское (я бы сказал «цивилизационное» или человеческое) время текло по-другому, не успели оглянуться, и вот уже объявляют поезд и нам надо нестись с кучей рюкзаков через весь перрон.

Не помню первый вечер в поезде, он был вялый и сонный. Ночью к утру от команды отделились Настя с Сашей, отправившись на Соловки. А вот следующий день вышел насыщенным – остановка с заказом пиццы в Петрозаводске, на станции Свирь мы купили копчёной рыбы на 15 000 рублей, при том что по дороге туда её отвергли по санитарным причинам, в Питере заказ шавермы не увенчался успехом и ребята устроили спринт забег до ближайшего перекрёстка. А Коля тем временем под мерный стук колёс вербовал Филиппа, Андрея, Бориса и Сашу в ряды любителей преферанса. У него получилось – за этим занятие они провели часов 10, пока Колян всех не победил.

Ближе к 00-00 отошли ко сну, условившись с проводницей, что она будит нас за 30 минут до прибытия в Тверь.

Папа с Вадимом встретили меня с вещами на платформе. Последние прощания, всё моя экспедиция подошла к концу, до новых встреч!

Итоги

  • Ну, тут без вариантов – получилось потрясающее приключение, четко организованное, с просчитанными рисками и выходами из сложных ситуаций.
  • Про душевность похода я не говорю, она зашкаливает. Вообще как будто в санатории.
  • Главная мысль, которая мне не даёт покоя – привнести в поход немного спорта. Получается, мы коллекционируем реки, страны, маршруты, но наши навыки как были когда то на 3 кс, так (если уж по-чесноку) там и остались. Мы идём классную реку, но проходим её на 80%. Не скрою, я сам боюсь соваться в некоторые траектории, но без практики мы не начнём катать лучше, ДА, рискованнее, НО безопаснее.
  • Поэтому у меня предложение к нам на обсуждение, выбирать на маршруте хотя бы один порог и тренировать на нём приёмы. Вот, например, все ли из нас хоть раз кидали морковку? А хоть раз кидали её успешно? А тащить трос, а прочее? А ведь это должен уметь каждый. Мы не отрабатываем даже мелочи, на которые достаточно было бы потратить 1-2 часа в день.
  • Здесь, в цивилизации, когда меня спрашивают про поход, я говорю, что еще бы 2-3 дня в походе и потом у меня началась бы ломка по возвращении домой. Так вот, я вернулся и хочу обратно к костру, в дикие края, с проверенными друзьями!
  • Благодарность магазину «Вольный Ветер», оборудование которого спасало нас в критических ситуациях!

Тестирование

  • Катамаран Raftmaster FOX-400 (введён в строй в апреле) - на сложной реке с обилием порогов показал себя отлично. Палубу в этот раз не натягивали с точки зрения безопасности при оверкилях.
  • Катамаран Raftmaster FOX-2T (введён в строй июне) – для него это первый поход, а для нашей группы первый опыт использования подобной модификации. При меньшей длине обладает более крупными баллонами, из-за этого менее управляем на ровной воде, но в данном походе оказался самым непотопляемым. Думаю, Капитан расскажет лучше.
  • JBL Charge 3 – звучала для нас все 5 дней похода, можно сказать, что аккумулятор держит заявленные 20 часов работы, спокойно переносит проливной дождь, однако испытывать её IPX7 waterproof полным погружением я не рискнул.
  • Подвёл тросик для костра из ТК-Турин – абсолютно бесполезная и непродуманная вещь. Кое как без инструкции разобрались, как его использовать, но, когда попытались закрепить, алюминиевые крючки разогнулись под весом небольшого кана.
  • Нож оттуда же за те деньги (до 1000 р) – оказался неплох, единственное неудобство – крюк и серейтор на обратной стороне ножа мешают давить на него ладонью или пальцем при работе.
  • Купленную Солнечная панель 7Вт – протестировать так и не удалось, точнее без солнца она не работает чуть более, чем совсем.
contentmap_plugin

Комментарии   

PhilGOOD Permalink +1 PhilGOOD
Шикарный отчет - еще раз прошел поход и пережил все приятные моменты!
Trezvyi Permalink +1 Trezvyi
Дима, твой труд над базовым отчетом да не будет забыт - очень хороший слог. :-)
С меня ещё причитается дополнить страничку картографией, наверное раскладкой по еде для комментариев и несколько роликов по прохождению вставлю. Того же Первенца Дима прекрастно заснял на веб камеру - тем более фотографий на этом пороге нет вообще. По всем-всем остальным порогам есть минимум 2-3 ролика прохождения, некоторые выборочно тоже будут добавлены на сайт совсем вскоре.
К остальным участникам - авторские отчеты никто не отменял, будет вдохновение - творите, дополним историю расказанную Димой. Лариса, яичко? :lol:
Agil Permalink +2 Agil
Отчёт прекрасен

Авторизируйтесь на сайте чтобы комментировать

Реки Придонья Первые байдарочные походы 1997-2000гг

Корни нашей походной культуры заложены Мешковым А.Б. на реках Медведица, Хопер и Дон.

Подробнее

Центральная Россия Походы выходного дня из Москвы

Блок посвыщенный рекам Подмосковья и близлежащих областей - Рязанской, Владимирской, Смоленской и тп.

Подробнее

Карелия Сказочные места, посетили не раз!

Очень привлекательные и легкодоступные реки для сплавов. Уксунйоки, Шуя Южная, Шуя Северная и куча планов!

Подробнее